Меню

Порядок переноски рукавной линии заполненной водой

Методические рекомендации по пожарно-строевой подготовке (далее — Рекомендации) являются пособием по организации

Рукавная линия может прокладываться способом переползания на четвереньках. Начальные действия при этом способе нс отличаются от описанных выше. Для прокладки линии этим способом пожарный встает на колени и, опираясь на предплечья или на кисти рук, подтягивает согнутую правую (левую) ногу под грудь и. одновременно вытягивая вперед левую (правую) руку, передвигает корпус вперед до полного выпрямления правой (левой) ноги. Одновременно с этим он подтягивает под себя левую (правую) согнутую ногу, выставляет вперед другую руку и продолжает движение в том же порядке. Ствол должен быть соединен с рукавной линией, а его лямка перекинута через плечо. Прокладываемый рукав находится на спине пожарного или под ним.

Встречная прокладка рукавных линий производится пожарными двух отделений от водоисточника до места пожара и от места пожара к водоисточнику, способ прокладки выбирается в зависимости от рельефа местности и других условий.

5.3.8. Рукавную линию на автолестнице надлежит прокладывать посредине и надежно закреплять ее рукавными задержками. Давление воды в линии должно повышаться или понижаться постепенно;

при низких температурах следует рукавные разветвления по возможности устанавливать внутри зданий, а при наружной установке утеплять их, соединительные головки утеплять подручными средствами, в том числе снегом;

замерзшие соединительные головки, рукава в местах перегибов и соединений следует отогревать специальным устройством для размораживания рукавов, горячей водой, паром или нагретыми газами (замерзшие соединительные головки, разветвления и стволы в отдельных случаях допускается отогревать паяльными лампами и факелами);

при прокладке рукавной линии на местности, зараженной радиоактивными веществами или химическими отравляющими веществами, все работающие должны быть обеспечены необходимыми средствами защиты и знать о допустимом времени пребывания в данной местности. Наступление на огонь осуществляется с наветренной стороны. До начала прокладки рукавной линии на зараженной местности старший начальник обязан организовать дозиметрический контроль, определить порядок санитарной обработки пожарных и выставить пост безопасности. Место с наличием РВ или ОВ обозначается специальными указательными знаками.

5.3.9. Прокладка рукавных линий через препятствия.

Прокладка рукавной линии через водные преграды осуществляется вброд волоком, с использованием плавучих средств (лодка, катер, плот и т. д.) и спасательной веревки.

Прокладку линий через заборы необходимо производить по наклонно приставленным к ним лестницам, Рукава от заломов на заборах и подоконниках не-обходимо предохранять рукавными седлами или подручным материалом. При прокладке рукавов через шоссейные дороги необходимо накладывать на них рукавные мостики, расстояние между которыми должно быть равным расстоянию между колесами автомобилей. Рукавная линия прокладывается перпендикулярно дороге.

Через железнодорожные и трамвайные пути рукавные линии прокладываются поверх путей с остановкой транспорта й под рельсами, путем устройства подкопов между шпалами. При этом сначала прокладывается рукавная линия поверх рельсов, в которую подается вода. Одновременно с этим несколько пожарных делают подкоп под рельсами, прокладывают под ними рукав для замены рукава, проложенного поверх рельсов.

5.3.10. Наращивание рукавных линий.

Наращивание рукавной линии производится двумя пожарными (пожарный № 1 работает со стволом, пожарный № 2 — подствольщиком) непосредственно у ствола или на расстоянии одного — двух рукавов от ствола. Например, по команде: «Линию 1-го ствола одним рукавом — нарастить!» пожарный № 2 бежит к пожарному автомобилю, берет скатку рукава, подносит ее к позиции ствола и раскатывает параллельно действующей рукавной линии. После команды «Воду — остановить!» водитель прекращает подачу воды в линию, пожарный № 1 отсоединяет ствол, присоединяет его к принесенному рукаву и продвигается вперед, меняя позицию ствола, Пожарный Х« 2 присоединяет рукав к действующей линии, расправляет наращенный участок и докладывает: «Готово!». После команды: «Воду — дать!» водитель возобновляет подачу воды.

При наращивании рукавной линии на два и более рукава пожарный № 2 подносит скатки к месту наращивания и раскатывает их. В это время водитель прекращает подачу воды или снижает давление в линии. Пожарный № 2 соединяет принесенные рукава между собой, затем соединяет их с действующей линией, расправляет рукава и докладывает о готовности. Пожарный № 1 меняет позицию ствола. Подается команда водителю о подаче воды.

5.3.11. Переноска рукавной линии.

При необходимости изменения места работы ствольщика переноска рукавной линии производится по распоряжению начальника или по инициативе ствольщика, без остановки или с остановкой подачи воды.

Для переноски рукавных линий без прекращения подачи воды назначается расчет из трех пожарных на первый рукав и по два пожарных на каждый после-Дующий. Пожарные переносят рукавную линию на указанное расстояние в руках или на плечах. При этом ствол находится в опущенном книзу положении и перекрыт спрыском или краном.

Для переноски рукавной линии с прекращением подачи воды назначается расчет из двух пожарных на первый рукав и по одному пожарному — на каждый последующий.

5.4. Подъем рукавных линий на высоту

5.4.1. Подъем рукавной линии при помощи спасательной веревки выполняется двумя пожарными, построенными в одну шеренгу; у ног лежат два рукава, рукавная задержка, ствол и спасательная веревка. По команде: «Ствол в окно 3-го этажа (на крышу), линию веревкой — марш!» пожарный № 1 со спасательной веревкой и рукавной задержкой бегом поднимается на указанную высоту, предупреждает находящегося внизу пожарного № 2 словом «Берегись!» и, получив ответ: «Есть, берегись!», бросает спасательную веревку вниз, оставив один конец у себя. Пожарный № 2 раскатывает рукава, соединяет их между собой, присоединяет ствол, закрепляет веревку за первый рукав и ствол, подает команду пожарному № 1: «Поднимай!». Пожарный № 1 поднимает рукавную линию, создает необходимый запас рукава, закрепляет ее задержкой за конструкцию здания, занимает исходную позицию и докладывает о готовности: «Ствол — готов!». Вертикальная линия из нескольких рукавов закрепляется рукавными задержками под соединительными головками из расчета — одна задержка на один рукав.

Читайте также:  Чем загрязнить воду для опыта

5.4.2. Прокладка и подъем рукавной линии в домах повышенной этажности.

Расчет из четырех пожарных построен у автоцистерны, находящейся в 10 м от 12-этажного жилого дома. По команде: «Ствол — на 12-й этаж, разветвление — на лестничную клетку 11-го этажа, магистральную линию спасательными веревками — марш!» пожарный № 1 берет ствол, рукав  51 мм и спасательную веревку; пожарный № 2 берет разветвление, спасательную веревку и рукавную задержку. Оба пожарных поднимаются бегом по лестнице на лестничную клетку 11 -го этажа, связывают веревки между собой (способами, применяемыми при закреплении спасательных веревок за конструкцию при самоспасании), открывают окно, предупреждают находящихся внизу словом «Берегись!» и, получив ответ: «Есть, берегись!», сбрасывают один конец веревки на землю. Пожарный № 3 берет одну, а пожарный № 4 — две скатки рукавов  77 мм, прокладывают магистральную линию от автоцистерны к зданию, привязывают конец спасательной веревки к концу магистральной линии и подают команду: «Поднимай!». После этой команды пожарные № 1 и № 2 поднимают магистральную линию с земли до11-го этажа, закрепляют ее рукавной задержкой за конструкцию здания, создают запас рукава, устанавливают разветвление, присоединяют к нему магистральную и рабочую линии, прокладывают рабочую линию до исходной позиции ствола. В это время пожарный № 3 берет рукавную задержку, поднимается на 6-й этаж, где через окно закрепляет нижний рукав магистральной линии задержкой за конструкцию здания. Пожарный № 4 находится внизу и помогает прокладывать линию, расправляя рукава. Пожарный № 1 работает со стволом, № 2 — подствольщиком и на разветвлении.

5.4.3. Подъем и прокладка рукавной линии в лестничной клетке.

Если междумаршевое расстояние в лестничной клетке больше размера соединительных головок рукавов, то подъем рукавной линии в лестничной клетке осуществляется с помощью спасательной веревки так же, как и снаружи здания,

Если междумаршевое расстояние меньше размера соединительных головок рукавов, то при прокладке рукавной линии между маршами лестничной клетки вначале необходимо на первом этаже раскатать один или несколько рукавов (в зависимости от длины рукавной линии) . Ствольщик со стволом и рукавной задержкой берет один конец рукава и, пропуская его между маршами лестничной клетки, поднимается на заданный этаж. Затем он создает запас рукава, закрепляет линию рукавной задержкой, присоединяет ствол, занимает исходную позицию и докладывает о готовности к работе. Пожарный № 2 помогает прокладывать линию, разматывая и расправляя рукава, работает подствольщиком.

При прокладке рукавной линии по маршам лестничной клетки пожарный № 1 раскатывает один, затем второй рукав, присоединяет его к первому, берет в руки второй рукав у соединительной головки и прокладывает рукавную линию по маршам на указанный этаж. Рукавная линия должна быть проложена ближе к стене. Дальнейшие действия такие же, как указано выше. Пожарный № 2 помогает прокладывать линию, разматывая и расправляя рукава, работает подствольщиком.

5.4.4. Подъем рукавной линии по переносным и стационарным пожарным лестницам.

Для подъема рукавной линии по выдвижной трехколенной лестнице назначается расчет из двух пожарных, которые построены в одну шеренгу в 10 м от установленной выдвижной лестницы; у ног лежит рукав, рукавная задержка и ствол. По команде: «Ствол по выдвижной лестнице — на крышу (в окно 3-го этажа) — марш!» пожарный № 1 прокладывает рукав к лестнице, присоединяет к нему ствол, перекидывает рукав со стволом через левое плечо, при этом рукав, идущий вниз, пожарный пропускает между ног или под правой рукой и поднимается вверх по лестнице. Затем он переходит на крышу (в окно), создает необходимый запас рукава, закрепляет рукавную линию задержкой за карниз или другую конструкцию здания и докладывает: «Ствол — готов!» . Пожарный № 2 удерживает лестницу при подъеме пожарного № 1.

Подъем рукавной линии по стационарной пожарной лестнице, штурмовой лестнице и лестнице-палке осуществляется аналогично, одним пожарным.

5.4.5. Прокладка рукавной линии с помощью автолестницы (автоподъемника).

При прокладке рукавной линии по автолестнице пожарный № 2 раскатывает рукава и соединяет их на земле. Пожарный № 1 действует так же, как при подъеме рукавной линии по стационарной или по переносной лестнице.

При подъеме рукавной линии с помощью лифта-люльки двое (трое) пожарных с рукавами поднимаются на нем на заданный этаж, раскатывают там рукава, соединяют их между собой и спускают линию вниз, оставив один конец у себя с запасом рукава для маневрирования и закрепив линию рукавной задержкой, Крепление вертикальной рукавной линии, поднятой выше девятого этажа, производится из расчета двух задержек на один рукав.

Прокладка рукавной линии на высоту с помощью коленчатого автоподъемника производится расчетом из двух человек. Пожарный № 1 берет конец рукава, ствол, закрепляет рукав задержкой за ограждающие конструкции кабины коленчатого автоподъемника и поднимается в кабине на заданную высоту. Затем переходит на крышу или в окно, присоединяет ствол к рукаву, создает запас рукава и докладывает о готовности, Пожарный № 2 находится внизу, раскатывает и соединяет рукава между собой, подтягивает рукавную линию к месту ее подъема и следит, чтобы подъем рукавной линии был свободным.

Читайте также:  Вода вместо масла при жарке

5.5. Спуск мокрой рукавной линии вниз по пожарным лестницам

Перед спуском рукавных линий с высоты во всех случаях необходимо из них слить воду, отсоединив рукава от насоса или разветвления.

5.5.1. По команде: «Рукавную линию по выдвижной (стационарной и т. д.) лестнице — спустить!» ствольщик снимает с рукавной линии задержку, перекидывает ствол с рукавом через левое плечо, переходит из окна (с крыши) на лестницу и опускается с рукавной линией вниз.

5.5.2. Спуск мокрой рукавной линии при помощи спасательной веревки.

По команде: «Рукавную линию веревкой вниз — марш!» ствольщик вяжет узел на спасательной веревке, надевает его на рукав и ствол, предупреждает находящихся внизу словом «Берегись!» и, получив ответ: «Есть, берегись!», открепляет задержку и опускает рукавную линию со стволом вниз. Пожарный, находящийся внизу, принимает линию, развязывает узел, отсоединяет ствол и убирает рукав.

5.6. Уборка и скатка рукавов

5.6.1. Пожарные рукава убираются по команде: «Рукавную линию — убрать!» или «Отбой!». По этой команде рукава разъединяются, отсоединяются от разветвлений, стволов и насосов. Для слива воды из рукава необходимо поднять один его конец и, перебирая руками весь рукав от одной головки до другой, вылить из него воду. Затем рукава скатываются в одинарную или двойную скатку, собираются «восьмеркой» или укладываются «гармошкой».

5.6.2. Скатывание рукавов в одинарную и двойную скатки.

По команде: «Рукав в одинарную скатку — скатать!» пожарный берет соединительную головку, накладывает ее на поверхность рукава и, продвигаясь вперед, скатывает рукав.

5.6.3. Скатывание рукавов в двойную скатку производится двумя пожарными. По команде: «Рукав в двойную скатку — скатать!» рукав складывается по длине пополам так, чтобы верхняя половина его была короче нижней примерно на 60-70 см. Скатывается рукав от места перегиба к соединительным головкам одним пожарным по правилам одинарной скатки, а второй пожарный выравнивает рукав и натягивает его, двигаясь назад.

5.6.4. Уборка рукавов «восьмеркой».

Уборка рукавов «восьмеркой» производится одним пожарным по команде: «Рукав «восьмеркой» — убрать!». По этой команде пожарный левой (правой) рукой берет соединительную головку рукава и, расставив обе руки несколько шире плеч, кладет на них рукав. Затем сначала опускает левую (правую) руку вниз и подхватывает ею рукав снизу, потом — правую (левую) руку, которой также подхватывает рукав снизу, левая (правая) рука в это время поднимается вверх. Таким образом он продолжает наматывать рукав на руки, продвигаясь вперед, не перетаскивая рукав по земле. Если рукав мокрый, убрать его помогает второй пожарный, выпуская воду из рукава.

5.6.5. Укладка рукавов «гармошкой».

Рукава укладываются «гармошкой» двумя пожарными по команде: «Рукава «гармошкой» — уложить!». Пожарные складывают рукава «гармошкой» по длине пожарного отсека и укладывают их в него. После укладки закрепляют их ремешками.

5.7. Ремонт поврежденных рукавов рукавными зажимами

В случае повреждения отдельных рукавов производится их временный ремонт. Он выполняется непосредственно на пожаре при помощи рукавных зажимов. В зависимости от величины отверстия в поврежденном рукаве может быть использован универсальный ленточный зажим (для устранения течи из отверстий до 3 см), либо корсетный зажим (для ликвидации течи из отверстий длиною до 10 см).

В качестве зажима может быть использован отрезок рукава того же диаметра длиной 15-20 см, который до навязки головок надевается на рукав. При появлении течи во время работы на пожаре давление в рукаве сбрасывается, отрезок перемещается на место дефекта рукава.

Если ликвидировать течь при помощи зажимов невозможно, поврежденный рукав заменяется исправным.

После окончания тушения пожара, при уборке рукавов зажимы снимают, а место повреждения отмечают.

5.8. Замена поврежденных рукавов в действующей рукавной линии

Поврежденные рукава в рукавной линии заменяются двумя пожарными. По команде: «Поврежденный рукав — заменить!» один пожарный бежит к автомобилю, берет рукав в скатке и раскатывает его параллельно действующей рукавной линии, водитель останавливает подачу воды. Второй пожарный подбегает к поврежденному рукаву, отсоединяет его от рукавной линии, а затем вместе с первым присоединяет к ней принесенный рукав. Водитель возобновляет подачу воды. С целью уменьшения пролива воды на руки пожарных вначале следует отсоединить ближнюю от насоса головку поврежденного рукава, а затем — дальнюю. Присоединение принесенного рукава производится в обратном порядке.

При замене поврежденного рукава на морозе подачу воды в рукавную линию не прекращать, а только уменьшить давление на насосе.

5.9. Замена резиновых уплотнителей

Замена резиновых уплотнителей в соединительных головках рукавов и стволах производится по команде: «Уплотнители — заменить!». По этой команде пожарный левой рукой держит соединительную головку, а правой — вынимает резиновый уплотнитель, затем берет новый, накладывает его на кольцевой паз и утапливает по всей окружности, придерживая левой рукой уложенный участок.

5.10. Работа с магистральными и рабочими рукавными линиями в условиях низких температур

При работе подразделений в условиях низких температур необходимо руководствоваться следующим:

использовать для забора воды ближайшие водоисточника, отдавая предпочтение пожарным гидрантам и утепленным пожарным резервуарам;

Читайте также:  Чем покрасит бочку под воду

забор воды из естественных водоисточников осуществлять с максимально возможной глубины, так как температура воды в глубине выше, чем в верхних слоях;

при заборе воды из водоисточников сначала следует подать воду из насоса в свободный патрубок и только при устойчивой работе насоса подавать воду в рукавную линию;

при температуре воздуха до -40 °С для прокладки магистральных рукавных линий преимущество отдавать пожарным напорным рукавам с латексным гидроизоляционным слоем, так как их теплоизолирующая способность в два раза выше, чем у прорезиненных рукавов. Напорные рукава с латексным гидроизоляционным слоем при температуре воздуха ниже -40 °С не рекомендуется эксплуатировать, так как латексный слой становится хрупким и может разрушиться;

после проведения развертывания подача воды в линию должна быть осуществлена без промедления. При этом следует обеспечить движение фронта потока воды по линии с максимальной скоростью. Для этого необходимо перед открытием напорного патрубка создать напор на насосе 3. 4 кгс/см 2 (0,3. 0,4 МПа) (при большем давлении будет затруднено открытие патрубка). Одновременно с открытием напорного патрубка следует повысить напор на насосе до 6. 7 кгс/см 2 (0,6. 0,7 МПа) при подаче от водоисточников и до 5 кгс/см 2 (0,5 МПа) при подаче от автоцистерны. В результате этого значительно увеличится скорость движения фронта потока по линии, при этом уменьшится интенсивность охлаждения воды и вероятность появления шуги в линии при заполнении ее водой;

не рекомендуется при тушении пожаров в условиях низких температур заблаговременно прокладывать резервные магистральные линии. Уже через 20-30 мин после прокладки внутренняя часть рукавов охлаждается до температуры окружающего воздуха. Эластичность материала рукавов значительно снижается. При подаче воды в такую линию происходит ее интенсивное охлаждение, имеется большая вероятность появления шуги в воде и закупорки всей линии;

целесообразно рукава, необходимые для прокладки резервной линии, содержать в утепленном отсеке или кабине пожарного автомобиля. При значительном уменьшении расхода воды в основной линии осуществить прокладку резервной линии и подачу в нее воды;

недопустимо использовать неисправные рукава, незначительные свищи и протечки способствуют образованию наледи на рукавах, что при разборке линии может привести к разрушению рукавов;

если рукав в линии оказался поврежденным, то необходимо произвести его замену. В первую очередь отсоединяется рукавная головка испорченного рукава ближе к месту пожара. К этому участку присоединяется новый рукав, При всех манипуляциях участок линии, находящийся под напором, должен быть в стороне, чтобы не замочить рукава. После того как присоединен новый рукав, дается команда на перекрытие напорного патрубка (без остановки насоса). Отсоединяется вторая рукавная головка поврежденного рукава, на ее место присоединяется головка нового рукава, открывается напорный патрубок насоса;

не рекомендуется зигзагообразная прокладка рукавных линий. Каждый изгиб или залом является источником дополнительных сопротивлений, что приводит к усилению интенсивности охлаждения воды;

для наиболее эффективного утепления разветвлений, а также для подогрева воды рекомендуется изготовлять металлические кожухи по форме разветвления с отводом для паяльной лампы;

в тех случаях, когда избежать обледенения рукавных линий невозможно, следует организовать подвоз горячей воды автоцистернами из заранее определенных мест заправки. Подвозимую горячую воду использовать как для дозировки в магистральную линию, так и для отогрева рукавной арматуры.

После окончания работ по тушению пожара подразделениям необходимо произвести разборку рукавных линий, при этом следует руководствоваться следующими рекомендациями:

уборку рукавов производить сразу же после окончания тушения пожара, для уборки задействовать максимально возможное количество личного состава;

если имеется достаточное количество личного состава, чтобы одновременно разъединить каждую пару соединительных головок, то дается команда остановки насоса и одновременно разъединяются все рукава. Необходимо сразу же слить из них воду и свернуть их в одинарную скатку. Если личного состава для этого недостаточно, то при уборке линий подача воды не прекращается. Уборка производится со стороны ствола при уменьшенном напоре;

замерзшие рукава нельзя свертывать в скатки. Если они покрыты внутри небольшим слоем льда, то их необходимо собирать «восьмеркой». Если же вода в рукавах замерзла полностью, то такие рукава транспортируются в ближайшую пожарную часть в полную длину.

5.11. При работе с пожарными рукавами рукавным оборудованием должны выполнятся следующие правила охраны труда

При прокладке рукавных линий более прочные рукава рекомендуется использовать на начальных участках магистральных и рабочих линий. При этом необходимо выбирать наиболее удобные и кратчайшие пути к позициям ствольщиков, по возможности прокладывать рукавные линии по сторонам улиц и дорог, но не по проезжей части, избегать прокладки их по острым или горящим предметам, а также в местах, где пролита кислота или другие едкие вещества;

рукава, проложенные через дороги, необходимо защищать рукавными мостиками;

нельзя допускать перекручивания и заломов рукавов, ударов соединительных головок о твердое покрытие дороги;

прокладку рукавных линий через железнодорожные или трамвайные пути нужно производить между шпалами (под рельсами), при этом следует выставлять посты безопасности с двух сторон вдоль железнодорожного полотна для наблюдения за движением составов и своевременного оповещения личного состава об их приближении;

в лестничных клетках рукавные линии следует прокладывать преимущественно между маршами. При прокладке рукавной линии снаружи здания на чердак или крышу необходимо располагать ее между оконными проемами.

Источник

Adblock
detector