Меню

Полезный отпуск по воде

Методические рекомендации по расчету показателей, характеризующих долю полезного отпуска ресурсов, реализуемых государственными и муниципальными унитарными предприятиями, в общем объеме таких ресурсов, реализуемых в субъекте Российской Федерации

I. Общие положения

1.1. Настоящие методические рекомендации по расчету показателей, характеризующих долю полезного отпуска ресурсов, реализуемых государственными и муниципальными унитарными предприятиями, в общем объеме таких ресурсов, реализуемых в субъекте Российской Федерации (далее – методические рекомендации) разработаны в целях исполнения Указа Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618 «Об основных направления государственной политики по развитию конкуренции» (далее – Указ № 618), утвердившего Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы (далее – Национальный план).

1.2. В сфере ЖКХ Национальным планом предусмотрен такой показатель, как сокращение в субъекте Российской Федерации доли полезного отпуска ресурсов, реализуемых государственными и муниципальными унитарными предприятиями, в общем объеме таких ресурсов, реализуемых в субъекте РФ, до следующих показателей (при условии неувеличения доли полезного отпуска ресурсов, реализуемого государственными и муниципальными унитарными предприятиями, в общем объеме таких ресурсов, реализуемых в субъекте Российской Федерации, по сравнению с уровнем 2016 года в субъектах Российской Федерации, где на момент утверждения Национального плана уже достигнуты показатели первого или последующих годов) (далее – показатели Национального плана):

– теплоснабжение – до 20% в 2019 году и до 10% в 2020 году;

– водоснабжение – до 20% в 2019 году и до 10% в 2020 году;

– водоотведение – до 20% в 2019 году и до 10% в 2020 году.

1.3. Под унитарным предприятием понимается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.

Для целей настоящих методических рекомендаций в расчетах используются данные следующих видов унитарных предприятий:

унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, — государственное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное предприятие;

унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, — казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие.

Для целей настоящих методических рекомендаций в расчетах НЕ используются данные следующих видов унитарных предприятий:

унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, — федеральное государственное предприятие;

унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, — федеральное казенное предприятие.

1.3. Под общим объемом полезного отпуска ресурсов в каждой из сфер в настоящих методических рекомендациях понимается показатель, равный сумме объемов отпуска ресурса:

— на собственные нужды,

а также учитываются объемы организаций, осуществляющих передачу (транспортировку) ресурсов.

В общем объеме полезного отпуска ресурсов в каждой из сфер в настоящих методических рекомендациях НЕ учитываются потери.

В общем объеме полезного отпуска ресурсов в сфере водоснабжения в настоящих методических рекомендациях учитывается сумма объемов отпуска питьевой и технической воды.

1.4. Под полезным отпуском ресурсов, реализуемых государственными и муниципальными унитарными предприятиями в каждой из сфер, в настоящих методических рекомендациях понимается показатель, равный сумме объемов отпуска ресурса, реализуемых государственными и муниципальными унитарными предприятиями:

— на собственные нужды,

а также учитываются объемы организаций, осуществляющих передачу (транспортировку) ресурсов.

В общем объеме полезного отпуска ресурсов, реализуемых государственными и муниципальными унитарными предприятиями в каждой из сфер, в настоящих методических рекомендациях НЕ учитываются потери.

В общем объеме полезного отпуска ресурсов в сфере водоснабжения в настоящих методических рекомендациях учитывается сумма объемов отпуска питьевой и технической воды.

II. Методика для расчета показателей

2.1. В качестве источников получения информации необходимо использовать экспертные заключения, протоколы заседания правления (коллегии) исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, принятые указанным органом тарифные, балансовые решения в отношении организаций, осуществляющих деятельность в сфере производства тепловой энергии и размещенные в федеральной государственной информационной системе «Единая информационно-аналитическая система «Федеральный орган регулирования — региональные органы регулирования — субъекты регулирования».

2.2. Полезный отпуск ресурсов, используемый для расчета показателей, должен совпадать с информацией, представленной органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов по федеральной государственной информационной системе «Единая информационно-аналитическая система «Федеральный орган регулирования — региональные органы регулирования — субъекты регулирования» (далее – ФГИС ЕИАС ФАС России).

2.3. Показатели, содержащие в приложении к настоящим методическим рекомендациям, отражающие доли полезного отпуска тепловой энергии (тепловой энергии), воды, принятых сточных вод государственными и муниципальными унитарными предприятиями (далее — показатели) были рассчитаны в соответствии с настоящими методическими рекомендациями по данным, представленным региональными органами тарифного регулирования по системе ФГИС ЕИАС ФАС России в рамках проведения мониторинга информации о принятых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации решениях об установленных тарифах на 2016-2018 гг. в сферах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.

2.4. При расчете общего объема полезного отпуска ресурсов по каждой из сфер необходимо учитывать данные, представленные хозяйствующими субъектами всех организационно-правовых форм, за исключением федеральных государственных унитарных предприятий, основанными на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

2.5. При расчете объема полезного отпуска ресурсов унитарными предприятиями учитывались данные, представленные, государственными унитарными предприятиями субъектов Российской Федерации, муниципальными унитарными предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

III. Расчет показателей

3.1. Расчет показателей на территории субъекта Российской Федерации осуществляется по следующей формуле:

V n– это объем полезного отпуска ресурса, реализуемый государственными и муниципальными предприятиями (в теплоснабжении — Гкал., в водоснабжении и водоотведении – тыс. куб. м).

V o – это общий объем полезного отпуска ресурсов (в теплоснабжении — Гкал., в водоснабжении и водоотведении – тыс. куб. м).

IV. Сроки представления данных в ФАС России

Данные о показателях в субъекте направляются в ФАС России не позже окончания срока сбора информации в рамках мониторинга о принятых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации решениях об установленных тарифах в сферах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.

Окончание срока – 1 марта года, на который приняты тарифные решения.

Сроки проведения мониторинга информации о принятых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации решениях об установленных тарифах в сферах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.

V. Способы достижения показателей Национального плана

5.1. Концессионное соглашение

Данный способ позволяет передать во владение и пользование любые объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на длительный срок с инвестиционными обязательствами.

Передача государственных или муниципальных объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем в концессию осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и может производиться по результатам проведения конкурса, без проведения конкурса в случаях, установленных законом, по инициативе потенциального инвестора.

5.2. Договор аренды

Заключение договора аренды возможно только в отношении государственных или муниципальных объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем с момента ввода в эксплуатацию которых прошло менее 5 лет либо при наличии технологической связи.

Заключение договоров аренды объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Заключение договора аренды возможно как по результатам конкурса, так и без проведения конкурса при наличии технологической связи с ранее переданным имуществом либо имуществом, находящимся в собственности или на ином законном праве арендатора.

5.3. Приватизация

Приватизация предполагает передачу государственных и муниципальных источников тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения и отдельные объекты таких систем в собственность частных лиц при условии инвестиционных и эксплуатационных обязательств.

Приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» посредством продажи имущества на конкурсе, преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий в хозяйственные общества либо включения имущества в уставный капитал хозяйственных обществ при обязательном установлении инвестиционных и эксплуатационных обязательств.

Источник

«Росводоканал» считает, что экономия воды населением снижает полезный отпуск ресурса, формируя дефицит бюджета водоканалов

МОСКВА, 5 июня. /ИТАР-ТАСС/. Экономия воды населением формирует дефицит бюджета водоканалов из-за снижения выручки от полезного отпуска ресурса. «Долгое отсутствие эффективных решений данной проблемы приведет к увеличению износа систем водоснабжения и серьезным социальным последствиям», — заявил президент ГК «Росводоканал» Александр Шенкман на форуме «Умный город будущего» в Москве.

«Отрасль водно-коммунального хозяйства /ВКХ/ имеет свою специфику, о которой не говорится публично, — пояснил Шенкман. — Ежегодно за счет установки индивидуальных приборов учета водоканалы теряют до 7 проц полезного отпуска воды. С точки зрения экономии ресурсов — это естественный и позитивный процесс. Однако при формировании тарифов этот факт сегодня не учитывается. При этом объемы полезного отпуска у тепло- и электроснабжающих предприятий стабильно растут».

По словам главы «Росводоканала», при индексации тарифа на воду, например, на 8 проц, совокупный прирост выручки водоканала составит только один процент в связи с падением полезного отпуска /следовательно и выручки/ на 7 проц. Один процент прироста — это гораздо ниже темпов инфляции, которая по прогнозам Минэкономразвития в 2013 году составит 7,2 проц. При этом, водоканалы по-прежнему будут обеспечивать работу объектов инфраструктуры, оплачивать постоянные издержки: налоги, арендную плату, фонд оплаты труда и т.д. Эти расходы у некоторых водоканалов достигают 60 проц всех затрат.

В то же время стабильно растут издержки за счет интенсивного роста стоимости газа, электроэнергии, химреагентов. На поддержание сетей и их развитие, а также на оптимизацию остается все меньше средств. К падению полезного отпуска приведет и исключение взимания платы за сточные воды на общедомовые нужды. Поправки в новые Правила оказания коммунальных услуг, утвержденные правительством РФ, начнут действовать с 1 июня.

«Поэтому при формировании тарифа на услуги водоканала особенно важно учитывать реальные объемы потребления, в том числе необходимо понимать последствия принятия тарифных решений в долгосрочной перспективе», — подчеркнул Шенкман.

Сглаживание тарифа на воду и стоки необходимо осуществлять не только за счет сокращения доходов водоканалов, но и путем бюджетного участия в проектах развития систем водоснабжения, а также за счет адресной социальной поддержки незащищенных слоев населения, считает глава «Росводоканала».

Источник

Как высчитать полезный отпуск воды. Проект водоснабжения с

Таким образом, рассмотрев основу формирования тарифов на коммунальные ресурсы и их утверждения, перейдем к детальному изучению порядка расчета тарифов.

Отраслевые особенности формирования объемов реализации коммунальных ресурсов

Первым и, наверное, наиболее важным этапом формирования производственной программы коммунального предприятия, которая служит основой расчета тарифов, является планирование объемов продукции, подлежащей производству и реализации.

Вне зависимости от сферы деятельности коммунального предприятия: теплоснабжение, водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение, можно выделить жестко-регламентируемую последовательность технологических этапов, которые направлены на получение коммунальных ресурсов в необходимых количествах с необходимым качеством. К таким технологическим этапам можно отнести производство (добычу) коммунального ресурса, придание этому ресурсу необходимых свойств (качеств), транспортировка данного ресурса до потребителей. Для оказания услуг водоотведения сохраняются все те же производственные этапы, но следующие друг за другом в обратном порядке.

Рассмотрим показатели производственной программы на примере водоканала и теплосети.

Показатели производственной программы водоканала могут быть представлены следующими объемами:

Объем потребности в воде, всего:

объем подъема (забора) воды (Q пр.);

объем покупки воды (Q пок.);

Объем поданной воды на очистку (Q очист.);

Объем воды на собственные нужды водоснабжения (Q тех.);

Объем подачи воды в сеть (Q сеть.);

Объем потерь технической и питьевой воды (Q потерь);

Объем полезного отпуска воды, всего (Q пол.отпуск):

объем отпуска воды на нужды подразделений предприятия (Q пот.подр.);

объем реализации потребителям питьевой воды, всего (Q реализ.питьев.):

в том числе: населению,

объем реализации потребителям технической воды(Q реализ.тех.).

Показатели производственной программы теплоснабжающего предприятия могут быть представлены следующими объемами:

Объем производства тепловой энергии (Q пр.);

Технологические нужды котельных (Q тех.);

Объем отпущенной тепловой энергии в тепловую сеть (Q отпуск);

Объем покупки тепловой энергии у сторонних производителей (Q покуп.);

Потери тепловой энергии в тепловых сетях (Q потерь.);

Объем полезного отпуска тепловой энергии, всего (Q пол.отпуск):

объем отпуска тепловой энергии на нужды подразделений предприятия (Q пот.подр.);

объем реализации потребителям тепловой энергии, всего (Q реализ.):

в том числе: населению,

Вне зависимости от сферы деятельности коммунального предприятия – водоснабжение, теплоснабжение, электроснабжение, газоснабжение существуют особенности формирования производственной программы , присущие каждому предприятию.

Первой особенностью составления производственной программы является балансовый метод ее подготовки. Сам термин баланс предполагает равновесие или сопоставимость показателей какой-либо системы. То есть все показатели производственной программы взаимосвязаны и не могут существовать сами по себе. В целом они составляют единую систему, каждый из которых соподчинен с остальными показателями. Кроме того, балансовый метод подразумевает сопоставимость показателей не только в структуре, но и в динамике. То есть планируемые показатели должны быть сопоставимы с фактическими и наоборот.

Второй особенностью подготовки производственной программы является порядок ее разработки. Формирование производственной программы начинается с конечных показателей, то есть с объемов реализации. Далее, как бы поднимаясь вверх, добавляются объемы потребления тепловой энергии, электрической энергии, воды, отведения стоков, газа собственными подразделениями предприятия, потери в сетях, технологические нужды, получая в конце объемы производства.

То есть, расчет производственных показателей должен строиться по следующей последовательности:

1. Q реализ.питьев. + Q пот.подр. = Q пол.отпуск

2. Q пол.отпуск. + Q потерь. = Q покуп. + Q отпуск

3. Q отпуск + Q тех. = Q пр.

Третьей особенностью формирования предприятием объемов производства и реализации является то, что объемы производства могут быть в составе одной или нескольких программ в зависимости от следующих условий:

состава технологических стадий процесса производства тепловой энергии, электрической энергии, воды, газа, отведения стоков, результатом которых является реализация потребителям услуг или их передача между подразделениями предприятия;

вида систем: например для водоснабжения – централизованная и децентрализованная, для теплоснабжения – закрытая или открытая система водоразбора;

способа присоединения потребителей к централизованной инженерной системе. Например, для водоснабжения непосредственное или дистанционное (подвоз воды, водопроводные колонки, вывоз жидких нечистот);

вида реализуемой потребителям и передаваемой между структурными подразделениями предприятия продукции: например для водоснабжения питьевая или техническая вода, для теплоснабжения в зависимости от вида теплоносителя – горячая вода или пар.

Каждое из приведенных условий предопределяет составление отдельной программы формирования объемов производства и реализации соответствующей одному из условий. Исходными показателями объемов производства и реализации по каждой из таких программ должны стать показатели сводной для предприятия программы объемов производства и реализации, в которой указываются общие по предприятию объемы производства и реализации.

Читайте также:  Чем может повредить вода

Перейдем к рассмотрению порядка формирования каждого элемента производственной программы.

Специфика формирования объемов реализации коммунальных ресурсов

объемы реализации могут быть определены одним из следующих способов:

по приборам учета;

по нормативам потребления;

расчетно на основании физических параметров объектов потребителя.

Определение объемов реализации на основании приборов учета не вызывает особой трудности и заключается в периодическом снятии показаний (один раз в месяц, квартал, год). Таким образом, для тех потребителей, у которых установлены приборы учета, плановый объем реализации рассчитывается на основании показаний приборов учета за отчетный период с учетом планируемого потребителями изменения объемов потребления. Под планируемыми изменениями объемов реализации обычно подразумеваются такие изменения как:

Пересмотр договорных объемов потребления воды в планируемом периоде;

Тенденция изменения объема потребления воды, определяемая на основании статистических данных за 5 отчетных периодов, предшествующих периоду, в котором проводится расчет тарифов на планируемый период, с использованием методов статистического прогнозирования 1 .

В тех случаях, когда покупателями продукции коммунальных предприятий являются юридические лица, приобретающие по договору электрическую энергию, тепловую энергию, воду, газ и осуществляющие прием стоков для нужд бытового потребления населением, изменение договорных объемов покупки может быть вызвано сносом ветхих и вводом новых жилых домов, миграцией населения и другими условиями.

При отсутствии приборов учета у такой группы потребителей, как население, при расчете объемов реализации обычно применяют нормативы потребления.

При отсутствии приборов учета у юридических лиц, часто применяются расчетные методы определения объемов реализации. При этом используются плановые, либо фактические показатели работы технологического оборудования предприятия-потребителя, физические параметры зданий, количество работающего персонала и технико-экономические показатели.

Объемы ресурсов, используемых на собственные нужды

Объемы ресурсов, используемые на собственные нужды можно разделить на две части, которые в начале раздела были обозначены, как Q тех. (технологические нужды производства) и Q пот.подр. (потребность в коммунальных ресурсах основных производственных подразделений, производящих другую продукцию, вспомогательных подразделений, административного здания).

Технологические потребности коммунального предприятия в собственной продукции занимают не значительный объем в общем количестве производимой электрической энергии, тепловой энергии, воде, газе, приеме сточных вод, но в отличие от многих других показателей, вместе с потерями и утечками определяется эффективность работы коммунального предприятия.

1) Технологическими нуждами в водоснабжении могут быть вода на дезинфекцию и промывку систем водоснабжения (в том числе водопроводных сетей), нужды насосных станций, отбор проб, проведение анализов и приготовление реагентов и хозяйственно-питьевые нужды работников предприятия, занятых водоснабжением.

2) При производстве тепловой энергии к технологическим нуждам относятся продувка паровых котлов, подогрев мазута, технологические нужды хим.водоподготовки, отопление и хозяйственно-бытовые нужды котельной.

Расчет потребности в собственной продукции на технологические нужды выполняется на основании отраслевых методик, результатов режимно-наладочных испытаний, технических параметров установленного оборудования и плана по выпуску продукции. Очень часто количество потребляемых коммунальных ресурсов собственного производства принимают в процентном отношении от общего объема выработки. Такой порядок расчетов возможен при достаточно стабильной работе предприятия с незначительным расходом производимого коммунального ресурса на собственные нужды.

Отпуск коммунальных ресурсов подразделениям предприятия в большей степени связан с потреблением их на хозяйственно-бытовые нужды : отопление зданий, освещение, работу душевых сеток и санитарных узлов.

Потери и их виды

Потери — важнейший показатель экономичности работы коммунального предприятия, наглядный индикатор состояния системы учета, эффективности сбытовой деятельности организации.

все потери принято разделять на 2 большие группы:

Технические потери потери, обусловленные физическими процессами передачи и распределения электрической энергии, тепловой энергии, воды, газа и приема стоков, определяются расчетным путем.

Коммерческие потери – потери, определяемые как разность абсолютных и технических потерь.

Формирование себестоимости реализации коммунальных ресурсов

Себестоимость составляют выраженные в денежной форме затраты на производство и реализацию продукции.

Из общего определения себестоимости можно выделить себестоимость производства и себестоимость реализации .

Тогда себестоимость производства можно обозначить как сумму расходов предприятия на производство продукции, формирующуюся в цехах основного и вспомогательного производства. Себестоимость реализации обозначим как сумму расходов предприятия на производство и реализацию продукции, формирующуюся из себестоимости производства и общехозяйственных расходов.

Цеха основного производства это подразделения предприятия, участвующие Существует одна общая особенность калькулирования себестоимости, которую можно отнести к любому коммунальному предприятию. Она заключается в том, что себестоимость формируется по процессам, состоящим как из отдельных технологических стадий, так и из нескольких технологических стадий.

Для водоснабжения могут быть выделены следующие стадии калькулирования себестоимости: Подъем воды. Очистка воды. Транспортировка воды .

В тех случаях, когда коммунальное предприятие отпускает однородный продукт (например, отпускает только питьевую воду) и у него отсутствуют другие виды деятельности, то все стадии производства объединяются в единый процесс.

. [править] Литература Джон Дейли Эффективное ценообразованиеоснова конкурентного преимущества = Pricing for Profitability . . Мильграм С. Не допускать поверхностных подходов к основам ценообразования //Экономические науки. 1988. № 1. С. 138-142 .

Теоретические основы ценообразования

. )» РЕФЕРАТ по курсу «Экономика» Теоретические основы ценообразования Выполнила: Кузнецова Д.А. гр.85-СО. и рентабельности. Список литературы Герасименко В.В. «Ценообразование» — М., 2005. Котлер Ф. «Основы маркетинга – Санкт-Петербург: Краткий.

Ценообразование . Конспект лекций

Введение 4 Тема 1. Теоретические и методологические основы ценообразования 5 Экономическое содержание цены 5 Функции цены. совершенствования цен и ценообразования . Тема 1. Теоретические и методологические основы ценообразования Экономическое содержание цены.

ОСОБЕННОСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ В ВОДОПРОВОДНОМ ХОЗЯЙСТВЕ ГОРОДОВ

Коммунальное предприятие «ПТП «Вода»», Харьков, Украина

Введение

Коммунальное водное хозяйство (КВХ) является системой жизнеобеспечения общества, самым крупным сектором экономики по количеству перерабатываемого и перемещаемого продукта и одним из основных потребителей электроэнергии. В городской инфраструктуре больших мегаполисов его энергоемкость сравнима с железнодорожным транспортом и метрополитеном, а иногда и превышает их.

Так, годовое потребление электроэнергии предприятиями водопроводно-канализационного хозяйства Украины составляет около 8 млрд кВт×час, что равнозначно производству электроэнергии почти всем каскадом Днепровских гидроэлектростанций . Поэтому экономия энергоресурсов является важнейшим элементом по обеспечению условий для бесперебойного функционирования систем водоснабжения .

Использование энергоресурсов сфере КВХ в настоящее время не может считаться рациональным. И главная причина высоких издержек, как и в целом в сфере жилищно-коммунального хозяйства , заключается в низкой энергетической эффективности. Основные средства производства (трубопроводы, насосы и др.) в большинстве своем прослужили значительный срок, морально устарели и технически изношены.

Четвертая часть водопроводных сооружений и сетей Украины (в денежном выражении) отработала срок амортизации и почти 40 % находящегося в эксплуатации насосного оборудования физически изношено, вследствие чего теряется не менее 10 % расходуемой электроэнергии. Кроме того, дополнительно до 12 % электроэнергии затрачивается на преодоление гидравлического сопротивления сетей из-за снижения их пропускной способности .

Включение в тарифы необходимой инвестиционной составляющей для модернизации систем водоснабжения сдерживается ростом социальной напряженности.

Принятые и реализуемые в последние годы различные программы по энергосбережению чрезвычайно важны. Однако для систем водоснабжения, которым присущи свои отличительные черты, они должны быть наполнены качественно новым содержанием под общим тезисом: от энергосбережения к энергоэффективности . Такой подход в современных экономических условиях следует рассматривать не просто составной частью, а основополагающим компонентом реформирования КВХ и фундаментом финансового оздоровления муниципальных водохозяйственных предприятий.

Особенности энергосбережения в КВХ

Энергосбережение предусматривает деятельность, которая направлена на рациональное использование и экономное расходование первичной и превращенной энергии и естественных энергетических ресурсов в национальном хозяйстве и реализуется с использованием организационных, научных, производственно-технических, экономико-правовых и информационных мер. Термин «энергосбережение» в основном подразумевает снижение абсолютного потребления энергоресурсов. В принципе беречь можно по-разному, вероятно, даже любыми способами и как ни парадоксально с любыми затратами – особенно когда контрольные показатели жестко регламентируются.

Как это ни странно на первый взгляд, но в силу специфики и социальной значимости централизованного водоснабжения обособленное уменьшение используемой электроэнергии в таких системах не является первостепенной задачей. В концептуальном отношении на первом плане стоит экономия финансовых средств на покупку энергоносителей и внедрение энергосберегающих технологий при одновременном выполнении главной общественно важной функции по обеспечению водой населения и отраслей экономики. А это далеко не одно и то же, что обуславливает разные концептуальные подходы к политике энергосбережения в сфере коммунальной индустрии питьевого водообеспечения .

Использование электроэнергии допустимо идентифицировать как эффективное тогда и только тогда, когда получена ее реальная экономия, а для абонентов выдержаны основные требования:

вода как материальный продукт и товар отвечает государственным стандартам и санитарному законодательству по нормируемым показателям качества;

население обеспечено питьевой водой в границах научно обоснованных нормативов питьевого водоснабжения – для удовлетворения физиологических и санитарно-гигиенических нужд;

обеспечена подача воды на противопожарные нужды, а снабжение водой других потребителей осуществлено согласно условиям договоров;

сохранена устойчивость системы водоснабжения по установленным режимам подачи воды.

При нарушении этих условий энергосбережение не может быть признано ни рациональным, ни эффективным. Идеальным результатом водоснабжения следует считать полное (без потерь) использование первичной энергии на подачу воды нормативного качества в зоны хозяйственной и промышленной деятельности человека. Иначе говоря, экономя воду, мы фактически экономим электроэнергию. Главным здесь является сам ресурс и изготавливаемый из него продукт (питьевая вода), когда в отличие от других товаров мы не в состоянии изменить ни его объемные, ни весовые характеристики, но можем влиять на расходные параметры самого потребления. Это очень важная исходная предпосылка.

Специфические признаки КВХ

К характерным особенностям КВХ, отличающих от предприятий других профилей специализации, можно отнести следующие:

Относительная неизменность количественных параметров продукции (воды), за исключением общих тенденций по уменьшению или увеличению удельных расходов использования воды.

Неразрывность выпуска продукции по стадиям энергетического потока с добычей, переработкой, транспортировкой, перераспределением, доставкой и отпуском воды. Могут изменяться операторы и формы управления процессами на разных этапах водоснабжения, но общая суть и последовательность операций остается неизменной. Стадия накопления в централизованном водоснабжении не требуется, как и склады готовой продукции , кроме резервуаров чистой воды, предназначенных для компенсации суточной неравномерности водопотребления.

Слабое влияние изменения качества продукции на вариабельность расходования энергоресурсов. Основной доминантой при этом остается переброска объемов водных ресурсов в хозяйственном звене круговорота воды.

Соблюдение необходимых условий принципиальной жизнеспособности водоснабжения : наличие и минимальная работоспособность основных частей системы, сквозной проход энергии (воды) по всем ее элементам и согласование периодичности работы для всех компонентов системы.

Искусственное уменьшение подачи воды, например, путем введения ограничивающих графиков, можно легко принимать за энергосбережение. Однако соответствующие показатели эффективности для организаций водоснабжения при этом ухудшаются. И не только это. Нарушается комфортность проживания и качество жизни человека, что в свою очередь уже через другие критерии и оценки усугубляет экономику предприятий водоснабжения: дополнительные неплатежи, судебные разбирательства, штрафные санкции и т. п.

Основными измерителями энергосбережения являются абсолютные единицы (кВт×час), то есть наилучший идеализированный вариант и показатель наиболее действенного решения – это полное прекращение потребления электроэнергии с отключением всего насосного и другого технологического оборудования.

Под энергоэффективностью (ЭФ) понимается эффективность использования энергетических ресурсов или характеристика достигаемого эффекта от использования единицы энергии . Эффективность (лат. effectivus ) как производительность (действенность) показывает, насколько результативным является потребление электроэнергии и реализация мероприятий по энергосбережению.

Определение . Энергоэффективность централизованного водоснабжения – социально и экономически оправданная эффективность энергосбережения в сфере питьевого водоснабжения (при существующем уровне развития техники и технологии и соблюдении требований к охране окружающей среды).

В социальном разрезе – гарантированное удовлетворение населения и других потребителей водой нормативного качества по приемлемым для общества ценам (тарифам). В экономическом аспекте – снижение общих затрат на покупку электроэнергии. Достигается за счет уменьшения использования населением воды как материального ресурса (с доведением его до уровня развитых европейских стран, а также внедрения энергосберегающих технологий и оборудования на объектах водоснабжения.

Повышение эффективности использования электроэнергии можно рассматривать как выявление и реализацию мер и инструментов с целью наиболее полного представления услуг водоснабжения при наименьших затратах на необходимую энергию. Однако это не исключает одновременной реализации стратегического направления – уменьшения потребления воды населением во взаимосвязанных различных комбинациях прямой экономии воды и электроэнергии. А выражать достигаемый эффект следует в относительных единицах. Сэкономленные киловатты здесь менее представительны, хотя и существенны для численной оценки снижения энергетической составляющей в себестоимости воды.

Оценочные показатели энергоэффективности систем водоснабжения

Согласно ГОСТ Р показатель энергетической эффективности – это абсолютная, удельная или относительная величина потребления или потерь энергетических ресурсов для продукции любого назначения или технологического процесса.

Общепринятые показатели ЭФ для систем водоснабжения отсутствуют. Неявно они характеризуются долей потерь товарной воды, количеством расходуемой воды среднестатистическим жителем по нормативам или приборам учета, расходом электроэнергии на подъем или перекачку воды. Кроме того, в региональных программах энергосбережения присутствуют вполне определенные косвенные критерии: экономия электрической энергии (% в год), стоимость сэкономленной электроэнергии, общие затраты на энергосбережение и т. п. Такие оценочные характеристики важны сами по себе, например, при анализе и контроле внедрения ресурсосберегающих технологий. Тем не менее, этого недостаточно, – необходимо вводить параметры ЭФ для оценки динамики использования электроэнергии во всей системе водоснабжения в комплексе и на ее различных уровнях (рис.1).

Так, повышение коэффициента полезного действия насосного оборудования может не привести к ожидаемому росту ЭФ из-за больших потерь воды в распределительных сетях, а запланированную экономию электрической энергии легко достичь искусственным снижением подачи воды.

Основным производимым товарным продуктом в КВХ является питьевая вода. Поэтому подобно энергоемкости валового внутреннего продукта для оценки рационального использования электроэнергии в водоснабжении целесообразно использовать такой технико-экономический показатель, как удельный расход электроэнергии (УРЭ) на один метр кубической воды (произведенной, поданной, перекаченной), кВт×час/м3. Данный параметр на настоящий момент времени служит основным и единственным показателем, характеризующим энергетическую эффективность хозяйствования КВХ в целом и его структурных подразделений или состояния оборудования в частности.

Однако на практике сам по себе этот параметр мало информативен и не представителен для сравнения систем водоснабжения различных городов, да и в одном городе тоже – при наличии нескольких источников водоснабжения. И хотя он измеряется в относительных единицах расхода воды, по нему трудно сопоставлять между собой степень технического совершенствования отдельных элементов системы – тех же насосных станций. Следовательно, вполне естественным представляется переход от УРЭ к оценке его относительного изменения в безразмерных величинах или процентах, что отвечает общим правилам определения эффективности производственных процессов.

Читайте также:  Как можно высушить воду

Главный показатель энергетической эффективности водоснабжения – это относительный удельный расход потребляемой электроэнергии на 1 м3 воды.

Пусть , https://pandia.ru/text/78/001/images/image003_27.gif» width=»293″ height=»73″>

Базисной величиной w0 в приведенных формулах может быть выбран и некоторый отраслевой показатель . Тогда соотношение относительных УРЭ разных систем водоснабжения будет служить критерием при сопоставлении их развития и эффективности использования электроэнергии.

Параметры расхода воды для оценки энергоэффективности

Забор воды из источника водоснабжения здесь недостаточно информативен, поскольку можно забрать воду из водного объекта и полностью израсходовать ее на собственные нужды. Кроме того, на очистных сооружениях , как правило, используются безнапорные гравитационные схемы с незначительной долей потребления электроэнергии.

Основными расходными характеристиками централизованного водоснабжения являются:

Q п -подача воды, исчисляемая от насосных станций второго подъема (после забора воды из водных объектов и ее очистки на сооружениях кондиционирования);

Q р — реализация или полезный отпуск воды потребителям;

Q пот — потери воды, технологические и неучтенные расходы в системе подачи и распределения воды с учетом ее использования на хозяйственно-бытовые нужды и вспомогательных объектах КВХ, начиная с выходов подающих насосных станций 2-го подъема.

Реализация или полезный отпуск воды – относительно субъективная величина. Она зависит, в частности, от нормативов водопотребления – некоторых расчетных значений, утверждаемых местными органами власти. Кроме того, при массовой установке приборов учета воды реализация имеет общую тенденцию к снижению, как за счет уменьшения реального водопотребления, так и всевозможных способов манипуляции с приборами и фактического хищения воды . К сожалению, ресурсы фальсификации существуют, поскольку счетчик достаточно сложен по устройству, алгоритмам работы, монтажу и эксплуатации. На практике одновременно с внедрением индивидуальных измерительных средств растет небаланс между результатами учета отпуска и потребления, и подобные ухищрения с приборами вынужденно списываются на потери воды в распределительных сетях.

Следует различать физические потери воды (утечки, технологические расходы на промывку водопроводных сетей, утечки через смоченную поверхность резервуаров чистой воды и т. п.) и потери, как некий собирательный образ. На физическом уровне потери зависят от законов движения жидкости (гидравлики, гидродинамики), законов систем массового обслуживания, закономерностей «старения» сложных многокомпонентных систем. С другой стороны, в неучтенные расходы входит хищение воды, недоучет. Определить общую величину потерь и соотношение ее составных на основе отчетных данных практически невозможно, поскольку пока учитывается лишь незначительная часть используемой воды.

Иными словами все, что нереализовывается и недосчитывается, также перекладывается на суммарные потери Q пот, величина которых в КВХ и так непомерно высока. При этом сама вода не вытекает через повреждения на сетях и может разумно использоваться, но для Водоканалов считается утраченной. Потери воды при транспортировке также возрастают за счет старения трубопроводов и закладываются в отраслевые нормативы использования питьевой воды, равно как и неучтенные расходы воды на приборах учета.

Таким образом, для системы водоснабжения главными расходными характеристиками при исчислении ЭФ следует считать подачу воды, контролируемую счетчиками, и реализацию воды, которая хотя отчасти приближенно, но характеризует уровень реального расходования воды. Оптимальным результатом в этих условиях становится полное (без потерь) использование электрической энергии на подготовку питьевой воды нормативного качества и ее «доведение до крана» потребителя (тоже без потерь) в необходимом количестве по установленному режиму ее подачи.

В качестве примера посчитаны оценки ЭФ для централизованного водоснабжения г. Харькова: отдельно на подачу воды по двум поверхностным удаленным источникам и в целом по системе группового водоснабжения – на реализацию или полезный отпуск воды (рис. 2).

Рис 2 Энергоэффективность по годам в системе группового водоснабжения г. Харькова: на реализацию и подачу питьевой воды от удаленных источников

Исходной точкой отсчета для сравнения расхода электроэнергии принят 2002 год как «неудачный» с точки зрения рационального использования энергоресурсов в относительных расходных единицах воды. Характерно, что после проведения в 2003 году комплекса мероприятий, в том числе по оптимизации работы 3-х подъемов, показатели ЭФ сразу улучшились. В 2004 году, несмотря на некоторое уменьшение ЭФ по головным подающим сооружениям, возросла ЭФ на реализацию воды, в чем прослеживается результативность административных мер и работы абонентской службы.

В 2007 году энергоэффективность nf по головным подающим сооружениям и на реализацию воды (с учетом несбалансированности по теплоснабжающим организациям) несколько снизилась. В определенной мере это объясняется установкой квартирных счетчиков воды, особенно в период повышения коммунальных тарифов, но в целом является предостерегающим симптомом для экономической безопасности коммунального предприятия по водоснабжению.

В этой связи нельзя не отметить распространенное мнение, что рыночные механизмы автоматически обеспечивают повышение эффективности использования энергии. В реальной жизни это не совсем так, поскольку рынок ориентируется главным образом на текущую ситуацию и слабо учитывает перспективы развития и общенациональные интересы, что находится в сфере управления государства. Роль органов исполнительной власти состоит в обеспечении заинтересованности в повышении ЭФ всех субъектов городского коммунального рынка, включая водное хозяйство. И речь главным образом идет о коренной модернизации КВХ на общенациональном системном уровне, так как мероприятия по внедрению современных управленческих и производственных технологий носят комплексный характер.

Выводы

Специфика энергосбережения в централизованном водоснабжении состоит в разных комбинациях экономии собственно воды и электроэнергии на ее подачу потребителям. Это создает предпосылки, чтобы в основу расчета показателей энергетической эффективности положить относительное изменение удельного расхода электроэнергии на 1 м3 воды – по сравнению с некоторой базовой оценочной величиной. Такой подход позволяет дифференцировать структуру потребления электроэнергии, оценивать эффективность ее использования по отдельным элементам и в целом по системе, отслеживая динамику, для формирования и реализации управленческих задач. Экономия ресурсов возможна как на стадии производства и транспортирования воды, так и в процессе ее потребления, когда одновременно сберегается вода, электроэнергия и денежные средства на их покупку .

Стоимостный ресурс воды постоянно повышается, поэтому решение задач энергосбережения в КВХ имеет долгосрочную экономическую базу и является идеальным полем для вложения и возврата инвестиций на компенсационной основе.

В основе не решаемых годами проблем энергосбережения в сфере водоснабжения лежат искусственные ложные предпосылки кажущейся дешевизны воды, субъективно выдаваемые как объективные. В случае их аутентичного осмысления социумом, со временем они будут довольно быстро разрешены, исходя из высокой рентабельности и быстрой оборачиваемости финансов в питьевой индустрии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Исаев В. Н. (2004). К вопросу об управлении системами водоснабжения // Сантехника, с. 2–5.

2. (2005). Сучасний стан і проблеми реформування підприємств водопровідно-каналізаційного господарства України // Экология и здоровье человека / Сб. науч. тр. ХІІІ междунар. науч.-практич. конф. – Харьков: УкрВОДГЕО, с. 469–479.

3. (2004). От энергосбережения к энергоэффективности ЖКХ // ЭСКО, № 1.

4. Альтшуллер Г. С. (2004). Творчество как точная наука / 2-е изд. – Петрозаводск: Скандинавия, 208 с.

5. ГОСТ Р. Энергосбережение.

6. Є., Царинник О. Ю. (2003). Скорочення водоспоживання населенням – пріоритетний шлях до зменшення втрат води // Сб. докл. междунар. конгресса «ЭТЕВК-2003». – Ялта, с. 98–102.

7. (2005). Оценочные показатели энергоэффективности систем централизованного водоснабжения // Інтегровані технології та енергозбереження, № 3, с. 89–94.

8. , Лупей А. Г. (2003). О некоторых методах «экономии» при ведении коммерческого учета воды и тепла // Энергосбережение, № 6, с. 46–51.

9. Джон МакГоуэн. (2004). Комбинированные проекты водо- и энергоэффективности // ЭСКО, № 10.

Первым и, наверное, наиболее важным этапом формирования производственной программы коммунального предприятия, которая служит основой расчета тарифов, является планирование объемов продукции, подлежащей производству и реализации.

Вне зависимости от сферы деятельности коммунального предприятия: теплоснабжение, водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение, можно выделить жестко-регламентируемую последовательность технологических этапов, которые направлены на получение коммунальных ресурсов в необходимых количествах с необходимым качеством. К таким технологическим этапам можно отнести производство (добычу) коммунального ресурса, придание этому ресурсу необходимых свойств (качеств), транспортировка данного ресурса до потребителей. Для оказания услуг водоотведения сохраняются все те же производственные этапы, но следующие друг за другом в обратном порядке.

Рассмотрим показатели производственной программы на примере водоканала и теплосети.

Показатели производственной программы водоканала могут быть представлены следующими объемами:

  1. объем подъема (забора) воды (Q пр.);
  2. объем покупки воды (Q пок.);
    • Объем поданной воды на очистку (Q очист.);
    • Объем воды на собственные нужды водоснабжения (Q тех.);
    • Объем подачи воды в сеть (Q сеть.);
    • Объем потерь технической и питьевой воды (Q потерь);
    • Объем полезного отпуска воды, всего (Q пол.отпуск):
  1. объем отпуска воды на нужды подразделений предприятия (Q пот.подр.);
  2. объем реализации потребителям питьевой воды, всего (Q реализ.питьев.):

в том числе: населению,

  1. объем реализации потребителям технической воды(Q реализ.тех.).

Показатели производственной программы теплоснабжающего предприятия могут быть представлены следующими объемами:

    • Объем производства тепловой энергии (Q пр.);
    • Технологические нужды котельных (Q тех.);
    • Объем отпущенной тепловой энергии в тепловую сеть (Q отпуск);
    • Объем покупки тепловой энергии у сторонних производителей (Q покуп.);
    • Потери тепловой энергии в тепловых сетях (Q потерь.);
    • Объем полезного отпуска тепловой энергии, всего (Q пол.отпуск):
  1. объем отпуска тепловой энергии на нужды подразделений предприятия (Q пот.подр.);
  2. объем реализации потребителям тепловой энергии, всего (Q реализ.):

в том числе: населению,

Вне зависимости от сферы деятельности коммунального предприятия – водоснабжение, теплоснабжение, электроснабжение, газоснабжение существуют особенности формирования производственной программы , присущие каждому предприятию.

Первой особенностью составления производственной программы является балансовый метод ее подготовки. Сам термин баланс предполагает равновесие или сопоставимость показателей какой-либо системы. То есть все показатели производственной программы взаимосвязаны и не могут существовать сами по себе. В целом они составляют единую систему, каждый из которых соподчинен с остальными показателями. Кроме того, балансовый метод подразумевает сопоставимость показателей не только в структуре, но и в динамике. То есть планируемые показатели должны быть сопоставимы с фактическими и наоборот.

Второй особенностью подготовки производственной программы является порядок ее разработки. Формирование производственной программы начинается с конечных показателей, то есть с объемов реализации. Далее, как бы поднимаясь вверх, добавляются объемы потребления тепловой энергии, электрической энергии, воды, отведения стоков, газа собственными подразделениями предприятия, потери в сетях, технологические нужды, получая в конце объемы производства.

То есть, расчет производственных показателей должен строиться по следующей последовательности:

1. Q реализ.питьев. + Q пот.подр. = Q пол.отпуск

2. Q пол.отпуск. + Q потерь. = Q покуп. + Q отпуск

3. Q отпуск + Q тех. = Q пр.

Третьей особенностью формирования предприятием объемов производства и реализации является то, что объемы производства могут быть в составе одной или нескольких программ в зависимости от следующих условий:

  1. состава технологических стадий процесса производства тепловой энергии, электрической энергии, воды, газа, отведения стоков, результатом которых является реализация потребителям услуг или их передача между подразделениями предприятия;
  2. вида систем: например для водоснабжения – централизованная и децентрализованная, для теплоснабжения – закрытая или открытая система водоразбора;
  3. способа присоединения потребителей к централизованной инженерной системе. Например, для водоснабжения непосредственное или дистанционное (подвоз воды, водопроводные колонки, вывоз жидких нечистот);
  4. вида реализуемой потребителям и передаваемой между структурными подразделениями предприятия продукции: например для водоснабжения питьевая или техническая вода, для теплоснабжения в зависимости от вида теплоносителя – горячая вода или пар.

Каждое из приведенных условий предопределяет составление отдельной программы формирования объемов производства и реализации соответствующей одному из условий. Исходными показателями объемов производства и реализации по каждой из таких программ должны стать показатели сводной для предприятия программы объемов производства и реализации, в которой указываются общие по предприятию объемы производства и реализации.

Перейдем к рассмотрению порядка формирования каждого элемента производственной программы.

Специфика формирования объемов реализации коммунальных ресурсов

объемы реализации могут быть определены одним из следующих способов:

    • по приборам учета;
    • по нормативам потребления;
    • расчетно на основании физических параметров объектов потребителя.

Определение объемов реализации на основании приборов учета не вызывает особой трудности и заключается в периодическом снятии показаний (один раз в месяц, квартал, год). Таким образом, для тех потребителей, у которых установлены приборы учета, плановый объем реализации рассчитывается на основании показаний приборов учета за отчетный период с учетом планируемого потребителями изменения объемов потребления. Под планируемыми изменениями объемов реализации обычно подразумеваются такие изменения как:

Пересмотр договорных объемов потребления воды в планируемом периоде;

Тенденция изменения объема потребления воды, определяемая на основании статистических данных за 5 отчетных периодов, предшествующих периоду, в котором проводится расчет тарифов на планируемый период, с использованием методов статистического прогнозирования 1 .

В тех случаях, когда покупателями продукции коммунальных предприятий являются юридические лица, приобретающие по договору электрическую энергию, тепловую энергию, воду, газ и осуществляющие прием стоков для нужд бытового потребления населением, изменение договорных объемов покупки может быть вызвано сносом ветхих и вводом новых жилых домов, миграцией населения и другими условиями.

При отсутствии приборов учета у такой группы потребителей, как население, при расчете объемов реализации обычно применяют нормативы потребления.

При отсутствии приборов учета у юридических лиц, часто применяются расчетные методы определения объемов реализации. При этом используются плановые, либо фактические показатели работы технологического оборудования предприятия-потребителя, физические параметры зданий, количество работающего персонала и технико-экономические показатели.

Объемы ресурсов, используемых на собственные нужды

Объемы ресурсов, используемые на собственные нужды можно разделить на две части, которые в начале раздела были обозначены, как Q тех. (технологические нужды производства) и Q пот.подр. (потребность в коммунальных ресурсах основных производственных подразделений, производящих другую продукцию, вспомогательных подразделений, административного здания).

Технологические потребности коммунального предприятия в собственной продукции занимают не значительный объем в общем количестве производимой электрической энергии, тепловой энергии, воде, газе, приеме сточных вод, но в отличие от многих других показателей, вместе с потерями и утечками определяется эффективность работы коммунального предприятия.

1) Технологическими нуждами в водоснабжении могут быть вода на дезинфекцию и промывку систем водоснабжения (в том числе водопроводных сетей), нужды насосных станций, отбор проб, проведение анализов и приготовление реагентов и хозяйственно-питьевые нужды работников предприятия, занятых водоснабжением.

2) При производстве тепловой энергии к технологическим нуждам относятся продувка паровых котлов, подогрев мазута, технологические нужды хим.водоподготовки, отопление и хозяйственно-бытовые нужды котельной.

Расчет потребности в собственной продукции на технологические нужды выполняется на основании отраслевых методик, результатов режимно-наладочных испытаний, технических параметров установленного оборудования и плана по выпуску продукции. Очень часто количество потребляемых коммунальных ресурсов собственного производства принимают в процентном отношении от общего объема выработки. Такой порядок расчетов возможен при достаточно стабильной работе предприятия с незначительным расходом производимого коммунального ресурса на собственные нужды.

Читайте также:  Какая вода для пекарни

Отпуск коммунальных ресурсов подразделениям предприятия в большей степени связан с потреблением их на хозяйственно-бытовые нужды : отопление зданий, освещение, работу душевых сеток и санитарных узлов.

Потери и их виды

Потери — важнейший показатель экономичности работы коммунального предприятия, наглядный индикатор состояния системы учета, эффективности сбытовой деятельности организации.

все потери принято разделять на 2 большие группы:

  1. Технические потери потери, обусловленные физическими процессами передачи и распределения электрической энергии, тепловой энергии, воды, газа и приема стоков, определяются расчетным путем.
  1. Коммерческие потери – потери, определяемые как разность абсолютных и технических потерь.

Формирование себестоимости реализации коммунальных ресурсов

Себестоимость составляют выраженные в денежной форме затраты на производство и реализацию продукции.

Из общего определения себестоимости можно выделить себестоимость производства и себестоимость реализации .

Тогда себестоимость производства можно обозначить как сумму расходов предприятия на производство продукции, формирующуюся в цехах основного и вспомогательного производства. Себестоимость реализации обозначим как сумму расходов предприятия на производство и реализацию продукции, формирующуюся из себестоимости производства и общехозяйственных расходов.

Потерь питьевой воды при ее производстве и транспортировкеРезультаты анализа общего водного баланса подачи и реализации воды приведены в таб. 2.3.1.1.

Таб. 2.3.1.1. Результаты анализа общего водного баланса подачи и реализации воды

№ п.п. Статья расхода Единица измерения Значение
1 2 3 4
1 Объем поднятой воды тыс. м 3 9,52
2 Объем отпуска в сеть тыс. м 3 9,52
3 Объем потерь ХПВ тыс. м 3 1,43
4 Объем потерь ХПВ % 15,00
5 тыс. м 3 8,09

На основе проведенного анализа можно сделать следующие выводы.

Объем реализации холодной воды в 2013 году составил 8,09 тыс. м 3 . Объем потерь воды при реализации составил 1,43 тыс. м 3 . Объем забора воды из подземных источников, фактически продиктован потребностью объемов воды на реализацию (полезный отпуск) и расходов воды на собственные и технологические нужды, потерями воды в сети.

На протяжении последних лет наблюдается тенденция к рациональному и экономному потреблению холодной воды и, следовательно, снижению объемов реализации всеми категориями потребителей холодной воды и соответственно количества объемов водоотведения.

Для сокращения и устранения непроизводительных затрат и потерь воды ежемесячно производится анализ структуры, определяется величина потерь воды в системах водоснабжения, оцениваются объемы полезного водопотребления, и устанавливается плановая величина объективно неустранимых потерь воды.

В результате проведенного анализа неучтенные и неустранимые расходы и потери из водопроводных сетей МО «Манжерокское сельское поселение» можно разделить на:

  1. расходы на технологические нужды водопроводных сетей, в том числе :
  • чистка резервуаров;
  • промывка тупиковых сетей;
  • на дезинфекцию, промывку после устранения аварий, плановых замен;
  • расходы на ежегодные профилактические ремонтные работы, промывки;
  • промывка канализационных сетей;
  • тушение пожаров;
  • испытание пожарных гидрантов.
  1. организационно-учетные расходы, в том числе:
  • не зарегистрированные средствами измерения;
  • не учтенные из-за погрешности средств измерения у абонентов;
  • не зарегистрированные средствами измерения квартирных водомеров;

Потери из водопроводных сетей:

  1. потери из водопроводных сетей в результате аварий;
  2. скрытые утечки из водопроводных сетей;
  3. утечки из уплотнения сетевой арматуры;
  4. расходы на естественную убыль при подаче воды по трубопроводам;
  5. утечки в результате аварий на водопроводных сетях, которые находятся на балансе абонентов до водомерных узлов.

2.3.2. Территориальный баланс подачи питьевой воды по технологическим зонам водоснабжения (годовой и в сутки максимального водопотребления)

Фактическое потребление воды составило 8,09 тыс. м 3 /год, в средние сутки 0,022 тыс. м 3 /сут, в сутки максимального водопотребления 0,029 тыс. м 3 /сут.
потребления питьевой воды

№ п.п. Фактическое водопотребление тыс. м 3 /год Среднее водопотребление тыс. м 3 /сут
1 с. Манжерок 4,93 0,014 0,018
2 с. Озерное 3,16 0,009 0,011

2.3.10. Прогноз распределения расходов воды на водоснабжение по типам абонентов, в том числе на водоснабжение жилых зданий, объектов общественно-делового назначения, промышленных объектов, исходя из фактических расходов питьевой, технической воды с учетом данных о перспективном потреблении питьевой, технической воды абонентами

Таб. 2.3.10.1. Результаты анализа

распределения расходов воды

п.п. Год Водоснабжение
Население Бюджет Прочие
тыс. м 3 /год тыс. м 3 /год тыс. м 3 /год
1 2 3 4 5
1 2013 4,90 3,19 0,00
2 2020 44,38 28,89 0,00
3 2024 68,45 44,56 0,00

Прогнозные балансы потребления воды МО «Манжерокское сельское поселение» рассчитаны в соответствии со СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения».

2.3.11. Сведения о фактических и планируемых потерях питьевой, технической воды при ее транспортировке (годовые, среднесуточные значения)

Внедрение комплекса мероприятий по энергосбережению и водосбережению, такие как организация системы диспетчеризации , реконструкции действующих трубопроводов, с установкой датчиков протока, давления на основных магистральных развязках (колодцах) позволит снизить потери воды, сократить объемы водопотребления, снизить нагрузку на водопроводные станции, повысив качество их работы, и расширить зону обслуживания при жилищном строительстве.

После внедрения всех вышеназванных мероприятий, планируемые потери воды в сетях ХВП в 2024 году составят 5,95 тыс. м 3 или 5%.

2.3.12. Перспективные балансы водоснабжения и водоотведения (общий – баланс подачи и реализации питьевой, технической воды, территориальный – баланс подачи питьевой, технической воды по технологическим зонам водоснабжения, структурный — баланс реализации питьевой, технической воды по группам абонентов)

Таб. 2.3.12.1. Общий баланс подачи и

реализации питьевой воды

№ п.п. Статья расхода Единица измерения Значение
1 2 3 4
1 Объем поднятой воды тыс. м 3 118,96
2 Объем отпуска в сеть тыс. м 3 118,96
3 Объем потерь ХПВ тыс. м 3 5,95
4 Объем потерь ХПВ % 5,00
5 Объем полезного отпуска ХПВ потребителям тыс. м 3 113,01

Таб. 2.3.12.2. Территориальный
баланс подачи питьевой воды

№ п.п. Наименование населенных пунктов Расчетное водопотребление тыс. м 3 /год Максимальное водопотребление, тыс. м 3 /сут
1 с. Манжерок 68,83 0,19 0,25
2 с. Озерное 44,18 0,12 0,16

Таб. 2.3.12.3 Структурный баланс
реализации питьевой воды

№ п.п. Наименование потребителей Расчетное водопотребление, тыс. м 3 /год Среднее водопотребление, тыс. м 3 /сут Максимальное водопотребление, тыс. м 3 /сут
1 Население 68,450 0,188 0,244
2 Бюджет 44,563 0,122 0,159
3 Прочие 0,000 0,000 0,000

2.3.13. Расчет требуемой мощности водозаборных и очистных сооружений исходя из данных о перспективном потреблении питьевой, технической воды и величины потерь питьевой, технической воды при ее транспортировке с указанием требуемых объемов подачи и потребления питьевой, технической воды, дефицита (резерва) мощностей по технологическим зонам с разбивкой по годам

Исходя из результата анализа запланированных к присоединению нагрузок, видно, что максимальное потребление воды приходится на 2024 год, поэтому расчет требуемой мощности оборудования ВЗУ (водозаборных узлов) произведены на следующие расчетные расходы воды, соответствующие этому периоду:

  • объем отпуска в сеть от ВЗУ составляет: 118960 м 3 ;
  • расчетная производительность ВЗУ составляет: 118960 /365*1,3 = 423,7 т/сут;
  • существующая производительность ВЗУ: 269 т/сут;
  • запас производительности ВЗУ: (1-423,7/269)*100 = -57,5%.

Анализ результатов расчета показывает, что при прогнозируемой тенденции к увеличению численности населения и подключению новых потребителей, а также при уменьшении потерь и неучтенных расходов при транспортировке воды, при существующих мощностях ВЗУ не имеется резерва по производительностям основного технологического оборудования. Рекомендуется бурение дополнительной скважины.

2.3.14. Наименование организации, которая наделена статусом гарантирующей организации

I. Общие положения

1.1. Настоящие методические рекомендации по расчету показателей, характеризующих долю полезного отпуска ресурсов, реализуемых государственными и муниципальными унитарными предприятиями, в общем объеме таких ресурсов, реализуемых в субъекте Российской Федерации (далее – методические рекомендации) разработаны в целях исполнения Указа Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618 «Об основных направления государственной политики по развитию конкуренции» (далее – Указ № 618), утвердившего Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы (далее – Национальный план).

1.2. В сфере ЖКХ Национальным планом предусмотрен такой показатель, как сокращение в субъекте Российской Федерации доли полезного отпуска ресурсов, реализуемых государственными и муниципальными унитарными предприятиями, в общем объеме таких ресурсов, реализуемых в субъекте РФ, до следующих показателей (при условии неувеличения доли полезного отпуска ресурсов, реализуемого государственными и муниципальными унитарными предприятиями, в общем объеме таких ресурсов, реализуемых в субъекте Российской Федерации, по сравнению с уровнем 2016 года в субъектах Российской Федерации, где на момент утверждения Национального плана уже достигнуты показатели первого или последующих годов) (далее – показатели Национального плана):

– теплоснабжение – до 20% в 2019 году и до 10% в 2020 году;

– водоснабжение – до 20% в 2019 году и до 10% в 2020 году;

– водоотведение – до 20% в 2019 году и до 10% в 2020 году.

1.3. Под унитарным предприятием понимается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.

унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, — государственное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное предприятие;

унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, — казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие.

унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, — федеральное государственное предприятие;

унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, — федеральное казенное предприятие.

1.3. Под общим объемом полезного отпуска ресурсов в каждой из сфер в настоящих методических рекомендациях понимается показатель, равный сумме объемов отпуска ресурса:

На собственные нужды,

В общем объеме полезного отпуска ресурсов в каждой из сфер в настоящих методических рекомендациях НЕ учитываются потери.

1.4. Под полезным отпуском ресурсов, реализуемых государственными и муниципальными унитарными предприятиями в каждой из сфер, в настоящих методических рекомендациях понимается показатель, равный сумме объемов отпуска ресурса, реализуемых государственными и муниципальными унитарными предприятиями:

На собственные нужды,

а также учитываются объемы организаций, осуществляющих передачу (транспортировку) ресурсов.

В общем объеме полезного отпуска ресурсов, реализуемых государственными и муниципальными унитарными предприятиями в каждой из сфер, в настоящих методических рекомендациях НЕ учитываются потери.

В общем объеме полезного отпуска ресурсов в сфере водоснабжения в настоящих методических рекомендациях учитывается сумма объемов отпуска питьевой и технической воды.

II . Методика для расчета показателей

2.1. В качестве источников получения информации необходимо использовать экспертные заключения, протоколы заседания правления (коллегии) исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, принятые указанным органом тарифные, балансовые решения в отношении организаций, осуществляющих деятельность в сфере производства тепловой энергии и размещенные в федеральной государственной информационной системе «Единая информационно-аналитическая система «Федеральный орган регулирования — региональные органы регулирования — субъекты регулирования».

2.2. Полезный отпуск ресурсов, используемый для расчета показателей, должен совпадать с информацией, представленной органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов по федеральной государственной информационной системе «Единая информационно-аналитическая система «Федеральный орган регулирования — региональные органы регулирования — субъекты регулирования» (далее – ФГИС ЕИАС ФАС России).

2.3. Показатели, содержащие в приложении к настоящим методическим рекомендациям, отражающие доли полезного отпуска тепловой энергии (тепловой энергии), воды, принятых сточных вод государственными и муниципальными унитарными предприятиями (далее — показатели) были рассчитаны в соответствии с настоящими методическими рекомендациями по данным, представленным региональными органами тарифного регулирования по системе ФГИС ЕИАС ФАС России в рамках проведения мониторинга информации о принятых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации решениях об установленных тарифах на 2016-2018 гг. в сферах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.

2.4. При расчете общего объема полезного отпуска ресурсов по каждой из сфер необходимо учитывать данные, представленные хозяйствующими субъектами всех организационно-правовых форм, за исключением федеральных государственных унитарных предприятий, основанными на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

2.5. При расчете объема полезного отпуска ресурсов унитарными предприятиями учитывались данные, представленные, государственными унитарными предприятиями субъектов Российской Федерации, муниципальными унитарными предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

III. Расчет показателей

3.1. Расчет показателей на территории субъекта Российской Федерации осуществляется по следующей формуле:

V n– это объем полезного отпуска ресурса, реализуемый государственными и муниципальными предприятиями (в теплоснабжении — Гкал., в водоснабжении и водоотведении – тыс. куб. м).

V o – это общий объем полезного отпуска ресурсов (в теплоснабжении — Гкал., в водоснабжении и водоотведении – тыс. куб. м).

IV. Сроки представления данных в ФАС России

Данные о показателях в субъекте направляются в ФАС России не позже окончания срока сбора информации в рамках мониторинга о принятых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации решениях об установленных тарифах в сферах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.

Сроки проведения мониторинга информации о принятых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации решениях об установленных тарифах в сферах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.

V. Способы достижения показателей Национального плана

5.1. Концессионное соглашение

Данный способ позволяет передать во владение и пользование любые объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на длительный срок с инвестиционными обязательствами.

Передача государственных или муниципальных объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем в концессию осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и может производиться по результатам проведения конкурса, без проведения конкурса в случаях, установленных законом, по инициативе потенциального инвестора.

5.2. Договор аренды

Заключение договора аренды возможно только в отношении государственных или муниципальных объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем с момента ввода в эксплуатацию которых прошло менее 5 лет либо при наличии технологической связи.

Заключение договоров аренды объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Заключение договора аренды возможно как по результатам конкурса, так и без проведения конкурса при наличии технологической связи с ранее переданным имуществом либо имуществом, находящимся в собственности или на ином законном праве арендатора.

5.3. Приватизация

Приватизация предполагает передачу государственных и муниципальных источников тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения и отдельные объекты таких систем в собственность частных лиц при условии инвестиционных и эксплуатационных обязательств.

Приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» посредством продажи имущества на конкурсе, преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий в хозяйственные общества либо включения имущества в уставный капитал хозяйственных обществ при обязательном установлении инвестиционных и эксплуатационных обязательств.

Источник

Adblock
detector