Меню

Почва вода воздух сообщение

Объекты исследования (почва, вода, воздух) и задачи экологии.

Объекты исследования (почва, вода, воздух) и задачи экологии.

Экология как наука активно развивается в последние годы, охватывая в своих исследованиях основные компоненты биосферы: литосфера, гидросфера и атмосфера.

Основными объектами являются:

взаимодействие человека, животных, микроорганизмов, растений с окружающей неживой природой, находящихся в разных компонентах биосферы: водоемах, на суше, в воздухе,

в разных климатических условиях: тропиках, умеренной зоне, полярной зоне,

в различных состояниях экосистем: сравнительно-низменых, измененных частично, антропогенных, загрязненных или незагрязненных

Основные задачи экологии:

  1. Исследование закономерностей организации жизни в связи с антропогенным воздействием на природную среду.
  2. Создание научной основы рациональной эксплуатации биологических и минеральных ресурсов
  3. Разработка мероприятий по защите окружающей среды

Связь между экологией и охраной окр. среды.

Охрана окружающей среды, или прикладная экология — комплекс мер, предназначенных для ограничения отрицательного влияния человеческой деятельности на природу.

Такими мерами могут являться:

§ Ограничение выбросов в атмосферу и гидросферу с целью улучшения общейэкологической обстановки.

§ Создание заповедников, заказников и национальных парков с целью сохранения природных комплексов.

§ Ограничение лова рыбы, охоты с целью сохранения определённых видов.

§ Ограничение несанкционированного выброса мусора. Использование методов экологической логистики для тотальной очистки от несанкционированного мусора территории региона.

На сегодняшний день эта проблема обостряется с каждым днем все сильнее.

Прикладная экология включает: промышленную экологию, сельскохозяйственную экологию, экологию города (населенных пунктов), медицинскую экологию, экологию административных районов, экологическое право, экологию катастроф и многие другие разделы. Прикладная экология тесно связана с охраной природы и окружающей среды.
Экологические знания должны служить основой рационального природопользования. На их основе базируется создание и развитие сети охраняемых территорий: заказников,заповедников и национальных парков, а также охрана отдельных памятников природы. Рациональное использование природных ресурсов является основойустойчивого развития человечества.
Во второй половине ХХ века в связи с интенсивным воздействием человеческого общества на биосферу начинается экологический кризис, особенно обострившийся в последние десятилетия. Современная экология включает множество разделов и охватывает самые разнообразные стороны человеческой деятельности; происходит экологизациявсего общества.

Пример: Охрана земель и меры по защите почв

Охрана земель — комплекс мер организационно-хозяйственных, агрономических, технических, мелиоративных, экономических и правовых мероприятий по предотвращению и устранению процессов, ухудшающих состояние земель, а также случаев нарушения порядка пользования. [1] Охрана земель тесно связана с охраной почв. Для восстановления почв, загрязнённых токсичными промышленными отходами (в том числе свинцом, мышьяком, цинком и медью) могут быть использованы новые подвиды земляных червей Lumbricus rubellus. Каждый подвид обладает своим белковым комплексом, нейтрализующим опасные соединения, то есть поглощает определённый элемент и возвращает его в почву уже в виде, пригодном для усвоения растениями. Таким образом, возможно двухэтапное восстановление почв [2] :

1. разведение червей данных подвидов;

2. высадка зелёных насаждений.

Поскольку эти черви не способны жить в чистых почвах, их также можно использовать для оценки токсичности почв [2] .

3. Экологическая система. Биосфера. Биогеоценоз.

Экологическая система — совокупность совместно обитающих разных видов организмов и условий их существования, находящихся в закономерной связи друг с другом.

К термину экологическая система очень близко примыкает термин биогеоценоз

Биогеоценоз — это совокупность на известном протяжении земной поверхности однородных природных объектов (атмосферы, почвы-грунта, растительности, животного мира, микроорганизмов), имеющих свою особую специфику взаимодействия всех слагающих её компонентов.

Биогеоценоз может быть естественным и антропогенным.

Гомеостаз – состояние состояние подвижно стабильного равновесия экосистем (биогеоценоза)

· Если биогеоценоз естественный, то в нём процессы изменения состояния происходят в космическое пространство, то это называется открытая система

· В антропогенной эко системе все поддерживается благодаря человеку.

Биогеоценоз-источник жизни всех живых организмов. Благодаря нему происходит круговорот всего живого в биосфере.

Читайте также:  Американская содовая вода что это такое

Биосфера- явл. Экосистемой высшего глобального уровня и представляет собой часть твердой, водной и газовой оболочки Земли, в кот. Обитают живые организмы (термин ввел Эдуард Зюсс)

Рус. Академик В.И.Вернадский понимал биосферу, как сферу единства живых организмов и неживой природы. Живое вещество(его объём на планете = 0,01%) охватывают всю биосферу, её создает и изменяет

Биосфера охватывает сферу жизни живых существ и включает: верхние слои литосферы, всю гидросферу до глубины 12 км.,нижний слой атмосферы- тропосферы до 15 км.

Одной из причин преждевременного изменения состояния биосферы явл. Изменение климата.

В биосфере постоянно происходит круговорот веществ и энергии, кот. включает одни и теже элементы: водород,углерод,азот,кислород,сера.Из неживой природы эти элементы переходят в состав растений,а из растений в животных и чел-ка образуя круговорот жизни.Перечисленные 5 элементов наз. жизнелюбивые

Экологические факторы среды

Среда-это природные тела и явления, с которыми связаны живые организмы.

Различают 4 качественно-различные среды жизни , обладающие специфическим набором экологических факторов:

— наземно-воздушная среда (суша);

— водная среда (эволюционно-первичная среда жизни);

Экологические факторы – свойства среды обитания, оказывающие какое-либо воздействие на организм. Они отличаются значительной изменчивостью во времени и пространстве.

Один и тот же фактор имеет разное значение для разных организмов. Факторы среды воздействуют на организм не по отдельности, а в комплексе т.к между ними происходит взаимодействие. Различают 4 взаимодействия экологических факторов среды:

1) Монодоминантность (когда один из факторов подавляет действия других факторов);

2) Синергизм (когда все вместе усиливают действия другого);

3) Антагонизм (взаимное неприятие разных факторов);

4) Провокационность (сочетание положит. и отрицат. воздействий);

Классификация экологических факторов:

Неживой природы: абиотические

-климатические (свет, температура и т.п). Лучистая энергия солнца распространяется в виде электромагнитных волн, 48%-видимая часть спектра, 45%- инфракрасная, 7%- ультрафиолетовая.

Антропогенные- деятельность человека (прямые и косвенные);фитогенные (растения); зоогенные (животные); микробиогенные (вирусы, бактерии)

Биотические факторы — это совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на жизнедеятельность других, а также на неживую природу.

Кислотные осадки.

Термин впервые был выдвинут ещё в 1872 году. Причина была в том, что начала погибать рыба в озерах Англии, а затем в этих озерах обнаружили кислоту.

В начале 19 века стала активно развиваться промышленность, она стала выбрасывать в атмосферу химический дым (выбросы). Он и превращался в кислоту, которая попадала в воду.

Ученые считают, что основным виновником этого является США – в Канаде 14 тыс. озер закислены, 150 тыс. озер получили повышенную кислотность из-за сгорания промышленного топлива. Из-за этого гибнет вся живность.

За 180 лет кислотность возросла в 100 раз.

1-ый документ, который во всем мире показал, что все заинтересованы кислотными осадками – Конвенция по трансграничным загрязнениям воздуха на большие расстояния.

Радиоактивные загрязнения.

Это явление было открыто более 100 лет назад. 1-е открытие было сделано во Франции.

Радиоактивные загрязнения есть везде (в человеческом организме, в воде, атмосфере и т.д.), но их доля мала. О проблеме стали думать после взрыва 2-х ядерных (атомных) бомб в Херосиме и Нагасаки.

Радиоактивное загрязнения – это попадание радиоактивных веществ (РВ) в живые организмы и среду их обитания (атмосферу, гидросферу, почву), происходящее в результате ядерных взрывов, удаления в окружающую среду радиоактивных отходов и т.п. Источниками рад. Загрязнения являются радиоактивные вещества.

15. Сокращение биоразнообразия на планете.

Биоразнообра́зие — разнообразие жизни во всех её проявлениях
Основные причины сокращения биологических видов кроются в двух факторах: росте населения людей и неконтролируемом отлове и истреблении животных, а также в глобальном потеплении, которое делает невозможным дальнейшее обитание многих морских и земных видов животных.
Исчезновение биологических видов является нормальным процессом развития жизни на Земле. В процессе эволюции неоднократно происходило массовое вымирание видов.
основным фактором ускорения вымирания стала хозяйственная деятельность человека. В общем плане причинами снижения разнообразия служат растущее потребление ресурсов, пренебрежительное отношение к видам и экосистемам, недостаточно продуманная государственная политика в области эксплуатации природных ресурсов, непонимание значимости биологического разнообразия и рост численности населения Земли. Причинами исчезновения отдельных видов обычно являются нарушение местообитания и чрезмерная добыча. В связи с разрушением экосистем уже погибли многие десятки видов. Только около обитателей тропических лесов исчезло порядка 100 видов. От чрезмерной добычи страдают промысловые животные, особенно те, которые высоко ценятся на международном рынке. Под угрозой находятся редкие виды, обладающие коллекционной ценностью.
К числу других причин относятся: влияние со стороны интродуцированных видов, ухудшение кормовой базы, целенаправленное уничтожение с целью защиты сельского хозяйства и промысловых объектов. Считается, что 12 видов живых существ были уничтожены случайно.

Читайте также:  Encased вода основа всего

Объекты исследования (почва, вода, воздух) и задачи экологии.

Экология как наука активно развивается в последние годы, охватывая в своих исследованиях основные компоненты биосферы: литосфера, гидросфера и атмосфера.

Основными объектами являются:

взаимодействие человека, животных, микроорганизмов, растений с окружающей неживой природой, находящихся в разных компонентах биосферы: водоемах, на суше, в воздухе,

в разных климатических условиях: тропиках, умеренной зоне, полярной зоне,

в различных состояниях экосистем: сравнительно-низменых, измененных частично, антропогенных, загрязненных или незагрязненных

Основные задачи экологии:

  1. Исследование закономерностей организации жизни в связи с антропогенным воздействием на природную среду.
  2. Создание научной основы рациональной эксплуатации биологических и минеральных ресурсов
  3. Разработка мероприятий по защите окружающей среды

Источник

Конспект НОД для детей старшего возраста. «Путешествие по основным стихиям. Почва, вода, воздух».

Ольга Татаринова
Конспект НОД для детей старшего возраста. «Путешествие по основным стихиям. Почва, вода, воздух».

Конспект НОД для детей старшего возраста.

«Путешествие по основным стихиям. Почва, вода, воздух».

Закрепить знания детей о таких стихиях как: вода, земля, воздух. Их основных свойствах и ролью в жизни человека. Познакомить детей с таким природным явлением как «землетрясение», причинами его возникновения.

Воспитывать положительное отношение к окружающему миру, к живой и неживой природе.

Ход занятия:

На столе у воспитателя глобус.

Воспитатель: Ребята! Что это?

Дети: Это глобус, модель нашей планеты Земля, на которой мы живём. Планета Земля красива и многоцветна.

Вот Земля, наш светлый дом.

Много есть соседей в нём:

И мохнатые козлята,

И пушистые котята,

И извилистые речки,

И кудрявые овечки,

Травка, птички и цветы,

И конечно я и ты.

Воспитатель: Сама она и всё на ней называется природой. В древности философы выделяли такие природные стихии как: вода, воздух, почва.

На планете в природе человек взаимодействует с этими стихиями. Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие по всем 3 этим стихиям.

Дети: А что такое стихия?

Воспитатель: Слово «стихия» придумали греки, то есть жители Древней Греции и в переводе на русский язык означает «первооснова природы» или «начало от всех начал» – это и есть Земля, Вода, Воздух.

Я предлагаю вам сначала отправиться в пестрое царство – «земное государство».

Когда космонавты летали на Луну, то они видели Землю с большой высоты.

Она и впрямь разноцветная! Пролетаешь над полюсом – все белым-бело от снега и льда; мчишься над тайгой – сплошное зеленое море расстилается внизу; над горной цепью – кругом все коричневое; над пустыней – сплошь желтое; над морем синь до самого горизонта… вот и получается пестрое оно, наше Земное царство – государство.

-Ребята, а как вы думаете, почва важна для людей и для всего живого? (ответы)

А какая она, наша почва? Давайте посмотрим на нее!

Дети подходят к столу, где расположены камни, песок, земля. Через увеличительное стекло рассматривают почву, делают выводы.

-Ребята! На Земле бывает землетрясение.

-А вы знаете, что такое землетрясение?

Землетрясение — это природное явление, обладающее разрушительной силой, это непредсказуемое стихийное бедствие, происходящее внезапно и неожиданно.

Землетрясение-это подземные толчки, вызванные процессами, происходящими внутри земли, это колебания земной поверхности, которые возникают в результате внезапных разрывов и смещений участков земной коры. Землетрясения происходят в любой точке земного шара, в любое время года, определить, где и когда, и какой силы будет землетрясение фактически невозможно.

Оно не только разрушает наши дома и изменяет природный ландшафт, но и сносит с лица Земли города и уничтожает целые цивилизации, оно приносит людям страх, горе и смерть.

Давайте вместе с вами попробуем на опыте посмотреть, что такое землетрясение. Для этого мне нужна ваша помощь.

На натянутую ткань ставят домики, фигурки животных, людей, деревьев. Воспитатель двигает ткань. Все рушится. Стены домов, падают кирпичи, стекла, дорожные знаки. Повреждается водопровод, отопление в домах и т. д.

Воспитатель включает видеозапись с журчащей водой.

— В какое царство-государство мы теперь попали? В синее царство – «морское государство».

Это Мировой океан — все на свете моря, реки, озера, ручьи. Государство это раскинулось широко.

Теперь я предлагаю вам вспомнить, какая вода, каковы же ее свойства.

1. Вода — жидкая.

2. У воды нет цвета.

3. Вода без вкуса и без запаха.

-Ребята, представьте себе, что на планете вдруг не осталось ни одной капли воды. Хорошо ли это? Почему?

Дети высказывают догадки.

И так мы знаем, что без воды жизнь человека была бы не возможна.

Ученые установили, что человек без еды может прожить 3-4 недели, а без воды 3-4 дня. Затем он погибает.

-Скажите мне, а какую воду нужно употреблять людям. Животным и растениям? (чистую). Для очистки воды люди придумали специальные фильтры. Давайте на опыте посмотрим, как это происходит!

Опыт «Фильтрование воды»

«Вы, наверно, немного устали и я предлагаю вам размяться»

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки

Утром рано умывались,

Вправо, влево наклонялись,

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет.

Всем друзьям физкультпривет! (Дети сопровождают чтение стихотворения движениями.)

А теперь нас ждет путешествие в Голубое царство – «Воздушное государство».

Это необычайный голубой океан, который не значится ни на одной карте мира, называется воздушным океаном.

-Что бы вы, ребята, могли о нём рассказать? А для рассказа о воздухе нам опять помогут опыты.

Дети подходят к третьему столику и проводят опыты с воздухом.

1. Воздух нам необходим.

2. Воздух может принимать любую форму.

3. Как мы ощущаем воздух.

-А что будет, если воздух исчезнет? Каким воздухом полезнее дышать чистым или загрязненным? А как вы думаете, что нужно делать людям, чтобы воздух не загрязнялся? (ответы)

Без толстой воздушной оболочки, окружающей Землю, всё вокруг скуёт ужасный космический холод. Без неё космос примется бомбардировать нас бесчисленными космическими камнями — метеоритами. Без этой защиты, без этого голубого бронежилета космос обрушил бы на нас свои вредоносные лучи, от которых гибнет всё живое.

— Ну, вот и все, ребята, путешествие наше подошло к концу.

Вы отлично справились со всеми заданиями и ответили на все вопросы.

Конспект занятия по экологи для детей старшей группы. «Почва — живая земля» Почва — живая земля Цель: познакомить детей с компонентами, которые входят в состав почвы, при помощи опытов..

Проект: «Апьпийская горка» Образовательные задачи проекта: -Формирование у дошкольников представлений о живой и неживой природе, их взаимосвязь; -Знакомство со свойствами.

Источник

Adblock
detector