Небосвод это небо с водой

Небесный свод — Firmament

В библейской космологии , то твердь является огромным твердым куполом , созданный Богом на второй день , чтобы разделить изначальное море ( так называемый tehom ) на верхние и нижние части , так что сухая земля может появиться.

СОДЕРЖАНИЕ

Библейское повествование

Тогда Бог сказал: «Да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды». Так создал Бог твердь и отделил воду, которая была под твердью, от воды, которая была над твердью; так и было. И Бог назвал твердь Небом. Итак, вечер и утро были вторым днем.

Этимология

В английском языке слово «твердь» впервые упоминается в среднеанглийской «Истории Бытия и Исхода», датированной 1250 годом. Позже оно появилось в Библии короля Якова . Это же слово встречается во французских и немецких переводах Библии, все от латинского firmamentum (твердый объект), использованного в Вульгате (4 век). Это, в свою очередь, является калькой греческого στερέωμᾰ ( стерима ), также означающего твердую или прочную структуру (греч. Στερεός = жесткая), которое появляется в Септуагинте , греческом переводе, сделанном еврейскими учеными около 200 г. до н. Э.

Все эти слова переводят библейское еврейское слово rāqīaʿ ( רָקִ֫יעַ ), используемое, например, в Бытие 1.6, которое можно противопоставить шамаим ( שָׁמַיִם ), переведенному как « небо » в Бытие 1.8. Rāqīaʿ происходит от корня rqʿ ( רָקַע ), что означает «отбивать или распространять тонко». Герхард фон Рад объясняет:

Rāqīa означает то, что прочно ковано, штамповано (слово того же корня на финикийском языке означает «оловянная тарелка»!). Значение глагола rqʿ касается забивания небесного свода в твердость (Ис. 42.5; Пс. 136.6). Вульгата сдвиги rāqīa’ с FIRMAMENTUM , и что остается лучшим рендерингом.

История

Евреи верили, что небо представляет собой сплошной купол, в который встроены Солнце , Луна , планеты и звезды . Согласно Еврейской энциклопедии :

Евреи считали землю равниной или холмом в форме полушария, плывущим по воде. Над ним возвышается прочный небесный свод. К этому хранилищу прикреплены огни, звезды. Высота эта настолько мала, что птицы могут подняться на нее и летать по ней.

Египетский путешественник VI века Косма Индикоплев сформулировал подробный христианский взгляд на Вселенную, основанный на различных библейских текстах и ​​на более ранних теориях Феофила Антиохийского (2 век н.э.) и Климента Александрийского ( ок. 150 — ок. 215). Косма описал плоский прямоугольный мир, окруженный четырьмя морями; на дальних краях морей четыре огромных вертикальных стены поддерживали сводчатую крышу, твердь, над которой в другом сводчатом пространстве жили ангелы, которые перемещали небесные тела и контролировали ливни из огромной цистерны. Августин (354–430) считал, что слишком много знаний было потрачено на природу небосвода. «Мы можем понимать это имя как указание не на то, что оно неподвижно, а на то, что оно твердое», — написал он. Святой Василий (330–379) выступал за подвижный небосвод. Согласно святому Фоме Аквинскому (1225–1274), небесный свод имел «твердую природу» и возвышался над «областью огня, в которой должен быть поглощен весь пар».

Коперник революция 16 — го века привел к пересмотру этих вопросов. В 1554 году Жан Кальвин предложил интерпретировать «небосвод» как облака. «Тот, кто будет изучать астрономию и другие непонятные искусства, пусть уйдет куда-нибудь», — писал Кальвин. «Когда он стал теологом, [Моисей] должен был уважать нас, а не звезды», — писал Кальвин. Такая доктрина приспособления позволяла христианам принимать открытия науки, не отвергая авторитета Священного Писания .

ислам

По словам Стефана Вильда, во многих стихах Корана «небеса кажутся не столько местом, где пребывает Бог, сколько физическим небом» — Бог « свернет небо, как свиток» ( Q21: 104 ) и насылает язвы ( Q2: 59). ) как предзнаменование Судного Дня ( 55:37 ). В Коране представлены изображения престола Бога ( 23:86 ), его положения на небе и окружающих его ангелов ( 39:75 ).

Научное развитие

Греки и стоики приняли модель небесных сфер после открытия сферической Земли в IV-III веках до нашей эры. Средневековые схоласты приняли космологию, которая объединила идеи греческих философов Аристотеля и Птолемея . Эта космология включала в себя небесные шары , концентрически вложенные друг в друга, с Землей в центре. Внешний шар содержал звезды, и термин небосвод был перенесен на этот шар. Было семь внутренних сфер для семи странников (известных планет) по небу, и их порядок сохраняется в названиях дней недели.

Даже гелиоцентрическая модель Коперника включала внешнюю сферу, в которой находились звезды (и благодаря ежедневному вращению Земли вокруг своей оси это позволило небесному свету оставаться полностью неподвижным). Исследования Тихо Браге новой звезды 1572 года и кометы 1577 года стали первым серьезным вызовом идее о том, что шары существуют как твердые, нетленные материальные объекты.

Читайте также:  Бош макс 5 не отжимает воду

В 1584 году Джордано Бруно предложил космологию без небесного свода: бесконечную вселенную, в которой звезды на самом деле являются солнцами со своими собственными планетными системами. К 1630 году концепция твердых шаров перестала быть доминирующей.

Примечания

Смотрите также

Цитаты

Библиография

  • Эндрюс, Тамра (2000). Словарь мифов о природе: легенды земли, моря и неба . Издательство Оксфордского университета. ISBN9780195136777 . Архивировано 06 ноября 2020 года . Проверено 1 февраля 2021 .
  • Бандстра, Барри Л. (1999). Чтение Ветхого Завета: введение в еврейскую Библию . Уодсворт. ISBN0495391050 . Архивировано 01 февраля 2021 года . Проверено 1 февраля 2021 .
  • Берлин, Адель (2011). «Космология и творчество» . В Берлине Адель; Гроссман, Максин (ред.). Оксфордский словарь еврейской религии . Издательство Оксфордского университета. ISBN9780199730049 . Архивировано 01 февраля 2021 года . Проверено 1 февраля 2021 .
  • Бленкинсопп, Джозеф (2011). Сотворение, несотворение, воссоздание: дискурсивный комментарий к Бытию 1–11 . T&T Clarke International. ISBN9780567574558 . Архивировано 01 февраля 2021 года . Проверено 1 февраля 2021 .
  • Броуди, Сара (1999). «Рациональное богословие». В Лонг, AA (ред.). Кембриджский компаньон ранней греческой философии . Издательство Кембриджского университета. ISBN9780521446679 . Архивировано 01 февраля 2021 года . Проверено 1 февраля 2021 .
  • Буннин, Николай; Ю, Цзиюань (2008). Словарь западной философии Блэквелла . Блэквеллс. ISBN9780470997215 . Архивировано 14 октября 2020 года . Проверено 1 февраля 2021 .
  • Клиффорд, Ричард Дж (2017). «Creatio ex Nihilo в Ветхом Завете / Еврейской Библии» . В Андерсоне, Гэри А .; Бокмюль, Маркус (ред.). Creation ex nihilo : истоки, развитие, современные вызовы . Университет Нотр-Дам. ISBN9780268102562 . Архивировано 01 февраля 2021 года . Проверено 1 февраля 2021 .
  • Купри, Дирк Л. (2011). Небо и Земля в древнегреческой космологии: от Фалеса до Гераклида Понтийского . Springer Science & Business Media. ISBN9781441981165 . Архивировано 02 ноября 2020 года . Проверено 1 февраля 2021 .
  • Грюнбаум, Адольф (2013). «Наука и невероятность Бога». In Meister, Chad V .; Копан, Пол (ред.). Товарищ Рутледж по философии религии . Рутледж. ISBN9780415782944 . Архивировано 26 июля 2020 года . Проверено 1 февраля 2021 .
  • Джеймс, Э. О. (1969). Сотворение и космология: историческое и сравнительное исследование . Брилл. ISBN9789004378070 . Архивировано 30 октября 2020 года . Проверено 1 февраля 2021 .
  • Лопес-Руис, Каролина (2010). Когда родились боги: греческие космогонии и Ближний Восток . Издательство Гарвардского университета. ISBN9780674049468 . Архивировано 01 февраля 2021 года . Проверено 1 февраля 2021 .
  • Маби, Ф.Дж. (2008). «Хаос и смерть» . У Лонгмана, Тремпера; Эннс, Питер (ред.). Словарь Ветхого Завета . InterVarsity Press. ISBN9780830817832 . Архивировано 01 февраля 2021 года . Проверено 1 февраля 2021 .
  • Май, Герхард (2004). Creatio ex nihilo . T&T Clarke International. ISBN9780567456229 . Архивировано 01 февраля 2021 года . Проверено 1 февраля 2021 .
  • Небе, Готфрид (2002). «Сотворение мира в богословии Павла» . В Хоффмане, Яире; Ревентлоу, Хеннинг Граф (ред.). Сотворение в еврейской и христианской традиции . Sheffield Academic Press. ISBN9781841271620 . Архивировано 01 февраля 2021 года . Проверено 1 февраля 2021 .
  • Мюллер, Ричард А. (2017). Словарь латинских и греческих богословских терминов . Baker Academic. ISBN9781493412082 . Архивировано 01 февраля 2021 года . Проверено 1 февраля 2021 .
  • Пеннингтон, Джонатан Т. (2007). Небо и земля в Евангелии от Матфея . Брилл. ISBN978-9004162051 . Архивировано 01 февраля 2021 года . Проверено 1 февраля 2021 .
  • Прусс, Александр (2007). «Ex Nihilo Nihil Fit» . В Кэмпбелле Джозеф Кейм; О’Рурк, Майкл; Сильверштейн, Гарри (ред.). Причинно-следственная связь . MIT Press. ISBN9780262033633 . Архивировано 01 февраля 2021 года . Проверено 1 февраля 2021 .
  • фон Рад, Герхард (1961). Бытие: комментарий . Лондон: SCM Press .
  • Ринггрен, Хельмер (1990). «Ям» . В Боттервеке, Г. Йоханнесе; Ринггрен, Хельмер (ред.). Богословский словарь Ветхого Завета . Эрдманс. ISBN9780802823304 . Архивировано 01 февраля 2021 года . Проверено 1 февраля 2021 .
  • Рубио, Гонсалес (2013). «Время до начала времени: первобытные рассказы в ранней месопотамской литературе». In Feliu, L .; Ллоп, Дж. (Ред.). Время и история в древнем Ближнем Востоке: Труды 56 — е Recontre Assyriologique Internationale в Барселоне, 26-30 июля 2010 . Айзенбраунс. Архивировано 1 февраля 2021 года . Проверено 1 февраля 2021 года .
  • Уолтке, Брюс К. (2011). Богословие Ветхого Завета . Зондерван. ISBN9780310863328 . Архивировано 01 февраля 2021 года . Проверено 1 февраля 2021 .
  • Уолтон, Джон Х. (2006). Древняя ближневосточная мысль и Ветхий Завет: введение в концептуальный мир еврейской Библии . Baker Academic. ISBN0-8010-2750-0 . Архивировано 01 февраля 2021 года . Проверено 1 февраля 2021 .
  • Уолтон, Джон Х. (2015). Затерянный мир Адама и Евы: Бытие 2-3 и дебаты о происхождении человека . InterVarsity Press. ISBN9780830897711 . Архивировано 01 февраля 2021 года . Проверено 1 февраля 2021 .
  • Василевска, Ева (2000). Рассказы о сотворении Ближнего Востока . Издательство Джессики Кингсли. ISBN9781853026812 . Архивировано 03 ноября 2020 года . Проверено 1 февраля 2021 .
  • Вольфсон, Гарри Острин (1976). Философия калама . Издательство Гарвардского университета. ISBN9780674665804 . Архивировано 07 мая 2016 года . Проверено 1 февраля 2021 .
  • Уолтерс, Альберт М. (1994). «Creatio ex nihilo in Philo» . В Helleman, Венди (ред.). Возвращение к эллинизации: формирование христианского ответа в греко-римском мире . Университетское издательство Америки. ISBN9780819195449 . Архивировано 01 февраля 2021 года . Проверено 1 февраля 2021 .
Читайте также:  Пдк сероуглерод для вода

Источник

ТВЕРДЬ НЕБЕСНАЯ.

Очень часто противники Библии и христианства называют библейские представления об устройстве Земли и Вселенной наивными, не соответствующими законам физики, а то и вовсе абсурдными. Высмеивание начинается уже с первой главы Бытия, где говорится о «тверди небесной». Критики утверждают, что авторы Библии полагали Землю плоским диском, плавающим в бесконечном океане, окружённым твёрдым куполом, на котором закреплены Солнце, Луна и звёзды.

На самом деле авторство этой модели Вселенной принадлежит Фалесу (VI век до н.э.), представителю первой в истории человечества научной школы, называемой по месту его жизни Милетской.

«По символической картине Фалеса, сама Земля держится на воде и окружена со всех сторон океаном; она пребывает на воде, как диск или доска, плавающая на поверхности водоёма. Фалесу принадлежит попытка разобраться в строении окружающей Землю Вселенной, определить, в каком порядке расположены по отношению к Земле небесные светила: Луна, Солнце, звёзды. . Фалес полагал, что ближе всего к Земле находится «небо неподвижных звёзд», а дальше всего — Солнце.» (© Википедия: «Милетская школа»).

Кстати, Фалеса называют отцом геометрии. Его теорему о пропорциональности отрезков, высекаемых параллельными прямыми на других прямых, до сих пор преподают в школах.

К современной модели вселенной учёные шли очень долго, главными вехами на этом пути стали изыскания

• католического епископа Николая Коперника («Об обращении небесных сфер»);

• выпускника неаполитанской монастырской школы, монаха, священника доминиканского ордена Джордано Бруно («О бесконечности, Вселенной и мирах»);

• выпускника школы при монастыре Валломброса (Флоренция), последовательного христианина Галилео Галилея («Звёздный вестник»);

• не менее убеждённых христиан Иоганна Кеплера, Уильяма Гершеля, Исаака Ньютона (у всех ряд работ и астрономических открытий) и других уважаемых учёных.

В Библии о форме Земли сказано дословно следующее:

• «Он распростёр север над пустотою, повесил землю ни на чём» (Иов 26:7);

• «Он есть Тот, Который восседает над кругом земли» (Исаия 40:22);

• «веселясь на земном кругу Его» (Притчи 8:31);

• «Глас грома Твоего в круге небесном» (Псалом 76:19);

• и т.д.

Утверждать, что в Библии говорится о плоской Земле и «фанерном» небе, может только невежда, который с ней просто не знаком. Великие учёные, мыслители всех времён считали иначе:

«Если мы сравним наивные сведения о природе, находящиеся в священных книгах индуизма, персизма и магометанства (не устоявшие, например, против переворота, который Коперник произвёл в астрономии), с осведомлённостью библейских авторов, то мы должны будем признать их Боговдохновенность вместе с французским физиком Биа (1774-1861), который сказал: «Или Моисей имел столь же глубокую научную опытность, какою обладает наш век, или он был вдохновлён свыше». В Библии мы не находим древних представлений о том, что небо есть твёрдый свод, к которому прикреплены звёзды. Согласно книге Бытие, небо есть протяжённая среда, отделяющая воды, которые вверху, от вод, которые внизу. В то время как древние учили, что Земля утверждена на некоторых подпорах, Библия говорит, что Бог повесил Землю ни на чём (Иов. 26:7). Замечательны также и другие естественнонаучные положения, которые были известны Библии задолго до того, как они были открыты наукой.» (© В.Ф. Войно-Ясенецкий (Святитель Лука, лауреат Сталинской премии по медицине (1946) за труд «Очерки гнойной хирургии»): «Наука и религия», 1945)

В первой главе Бытия часто употребляется слово «רַקִיעַ» («ракия», ударение на «и») (Бытие 1:6, 7, 8, 14, 15, 17, 20). Это существительное означает «небо», «небосвод», «свод». Словосочетание «הָרָקִיעַהַשְׁבִיעִי» («а-ракия а-швийи») означает «седьмое небо». Слово «רַקִיעַ» («ракия») происходит от глагола «רקע» («рака») — «растягивать», «простирать», «расстилать», а также «обкладывать, покрывать (например, тонкими металлическими листами)». В парадигму этого словарного гнезда входит ещё одно слово: «רֶקַע» («рэка»). Оно означает «фон (то, что лежит в основе)», «пространство». У слова «רַקִיעַ» есть синоним: «שַמָיִם» («шамаим») — «небеса», «небо». Описывая Творение, Моисей часто использовал сочетание этих слов: «שַמָיִםרַקִיעַ» — «небесный свод», «пространство, занятое небесами».

Пытаясь передать семантику еврейских слов, переводчики вынуждены проявлять незаурядные творческие способности. Вот так, например, звучат некоторые переводы Торы на русский язык:

«В начале сотворения Всесильным неба <שַמָיִם> и земли . и сказал Всесильный: «Да будет пространство <רַקִיעַ> посреди воды и отделяет оно воду от воды.» И создал Всесильный пространство <רַקִיעַ>, и разделил между водою, которая под пространством <רַקִיעַ>, и между водою, которая над пространством <רַקִיעַ> . И сказал Всесильный: «Да будут светила в пространстве неба <שַמָיִםַרַקִיע>» . «и птицы да летают над землёю по пространству небесному <שַמָיִםַרַקִיע>»» (Брейшит 1:1-20) © «Тора с русским переводом». Редактор П. Гиль, под общей редакцией проф. Г. Брановера. Издательство «Shamir», Москва, 5765 (2005)

Читайте также:  Варенье клубника сахар вода

«В начале сотворения Богом небесного <שַמָיִם> и земного . Сказал Бог: «Да будет свод <רַקִיעַ> посреди воды, и да будет он разделять между водами!» И создал Бог этот свод <רַקִיעַ>, и отделил воду под сводом <רַקִיעַ> от воды, которая осталась над сводом <רַקִיעַ> . И сказал Бог: «Да будут на своде небесном <שַמָיִםַרַקִיע> светила» . «и птица полетит над землёю по лицу небосвода <שַמָיִםַרַקִיע>!»» (Брейшит 1:1-20) © «Пятикнижие Моисеево, или Тора. Книга Брейшит». Редактор Д.А. Голубовский. Издатель Д.А. Голубовский, Москва, 5765 (2005). ISBN 5-902768-01-2

В русском языке для обозначения некой основы, опоры, базиса, пространства, в котором можно было бы обосноваться, утвердится, существует поэтичное слово «твердь». Оно может означать также родителей, родительский дом, законодательство, вероучение, Бога. В.И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» так характеризует «твердь небесную»: «весь видимый нами безграничный простор вокруг земли нашей, относимый глазом к одной полой плоскости, на которой являются нам все светила». Современный словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой даёт похожее определение: «ТВЕРДЬ, -и, ж. (высок.). 1. земная твердь — земля, суша. 2. небесная твердь — небо, небесный свод» (© С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова: «Толковый словарь русского языка». Российская Академия Наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. Издательство «Азбуковник», Москва, 1999 год)

Полагаю, именно в этом значении — «небосвод», «небесное пространство», «атмосфера» — слово «твердь» использовали авторы синодального перевода Библии. Говорить об ошибке или непонимании семантики иврита не приходится, т.к. в других фрагментах Библии для передачи значения слова «רַקִיעַ» переводчики использовали слово «свод» (Иезекииль 1:22-26).

Сегодня можно говорить о непонимании Библии многими её читателями. Нежелание вникать в семантику библейских текстов, поверхностное отношение к Священному Писанию активно используется противниками христианства для высмеивания Библии. К сожалению, такая тактика даёт хорошие плоды. На этот крючок попадаются очень многие люди. Даже те, кто искренне считают себя христианами, и даже христианские священники допускают наличие в Библии глупых, устаревших положений, некоторые тексты считают образными аллегориями или метафорами. В Библии действительно часто слова используются в переносном значении, в составе идиоматических выражений, но это всегда можно видеть из контекста или в сравнении с другими, однозначно понимаемыми утверждениями. Надо просто уметь читать.

Один из героев книги Иова, Елиуй произнёс такую фразу: «Ты ли с Ним распростёр небеса, твёрдые, как литое зеркало?» (Иов 37:18). Что имел в виду Елиуй? Словом «небеса» в данном случае переведено еврейское слово « שַחַק » («шахак»), означающее «пыль, облака, тучи». Почему же Елиуй называет их твёрдыми, как зеркало?

Как видно из описания Творения, Бог создал на Земле две водяных оболочки: одна под атмосферой и одна над ней. Современные креационные модели предполагают, что верхний водяной слой находился на высоте несколько десятков, возможно сотен километров. На такой высоте вода должна была замёрзнуть и превратиться в лёд. Такая ледяная сфера вокруг Земли обеспечивала защиту от солнечной радиации, удерживала атмосферу, создавала более высокое атмосферное давление, приводила к существованию на планете парникового эффекта. При равномерном прогреве всей поверхности на Земле не должно было быть сильных ветров и, соответственно, атмосферных катаклизмов, называемых погодой. Первый дождь обрушился на Землю в результате космической катастрофы, разрушившей ледяной панцирь. Обломки льда, падая в земной атмосфере, плавились и становились водой. Этот дождь изливался на Землю в течение 40 суток.

Подробное изложение всех деталей естественнонаучной картины устройства Земли, вытекающей из текстов Библии, заняло бы много места. Оно заслуживает отдельной темы и специальной дискуссии. Поэтому я ограничусь предположением о существовании до Потопа над земной атмосферой ледяной сферы. Я не знаю, как она могла выглядеть с Земли. Вполне возможно, что там, за тучами можно было наблюдать её, «твёрдую, как зеркало». Елиуй и его собеседники, скорее всего, слышали об этом от потомков Ноя.

© Игорь Шиповский, май 2010

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Оцените статью
Adblock
detector