Открытое занятие по экспериментированию в старшей группе «Волшебница Вода»
Елена Симоненко
Открытое занятие по экспериментированию в старшей группе «Волшебница Вода»
Цель:
Расширение представлений о воде, её свойствах.
Задачи:
— исследование вкуса и цвета воды, ознакомление со свойством «прозрачность», закрепление знаний о воде, как растворителе.
— развитие познавательного интереса к предмету, речи, мышления, внимания, памяти.
— воспитание любознательности, уверенности в себе, внимательности, аккуратности.
Оборудование и материалы:
столы, накрытые клеенкой, картинка ручья, соль, сода, перманганат калия, одноразовые прозрачные стаканчики, 2 сырых яйца, мерные ложечки, пипетки, емкости для воды разной формы, памятка-напоминание: «Экономь воду!»
Рекомендации к проведению:
перед началом экспериментирования необходимо провести инструктаж по технике безопасности; необходимо привлечь к проведению опытов и экспериментов как можно большее количество детей, поэтому на каждый этап опыта вызывается помощник, ранее не участвовавший из числа желающих; необходимо стараться добиваться от детей самостоятельных ответов, давая подсказки и задавая наводящие вопросы, важно не допускать длительных заминок.
Ход:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы будем с вами работать в лаборатории, проводить опыты. А с чем, мы сейчас узнаем. Закройте глазки и послушайте…Что это шумит? (звучит шум ручейка, когда дети отгадают, на доске появляется картинка). Правильно. Именно о воде мы будем сегодня с вами говорить.
Воспитатель: Вода – одно из самых удивительных веществ на планете.
Скажите, для чего нужна вода человеку? (ответы детей: Умываться, мыть пол, готовить обеды, стирать, мыть игрушки, поливать цветы.) А как вы думаете, животным нужна вода? (ответы детей: Животные тоже пьют воду, а некоторые в ней живут (рыбы). Без воды живой организм долго не проживет, ведь мы больше чем на половину состоим из воды. Пить можно только чистую вода, овощи и фрукты всегда мыть перед едой. Воду нужно беречь, а как мы можем беречь воду? (ответы детей) Вода нам может принести как пользу, так и вред. Нельзя пить холодную воду, под дождем можно промокнуть и заболеть. Купаясь в воде нельзя забывать о безопасности. Ребята, вы уже знаете много о воде, а сегодня познакомимся с её состояниями и некоторыми свойствами. Проходите в лабораторию.
Лаборатория — это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты. Давайте сегодня я буду ученым, а вы моими лаборантами, и мы проведём опыты по исследованию воды.
Но прежде, чем мы приступим к опытам, я вам расскажу правила безопасности в лаборатории:
Нужно четко выполнять мои инструкции, слушать внимательно и запоминать. Берем только те предметы, которые я называю.
Опыт №1 «Вода – это жидкость которая не имеет вкуса, цвета, запаха»
Воспитатель: Перед вами стоит пустой стаканчик и стаканчик с водой. Давайте попробуем, ребята, перелить воду из одного стакана в другой. (Дети переливают воду из одного стакана в другой). Что же вы заметили? Льётся вода? Почему? Дети: Потому что она жидкая.
Вывод: вода – это жидкость. Она течёт. Её можно наливать, переливать. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Теперь сделайте глоток. Вода сладкая? Вода горькая? Вода кислая? Вода соленая? (нет) У воды есть вкус? (значит вода безвкусная). А теперь понюхайте. Есть ли запах у воды? Значит, вода не имеет запаха. Давайте теперь опустим ложку в стакан с водой. Что увидели в стаканах? (да)Значит вода какая? (прозрачная, бесцветная) Молодцы, теперь поставьте стакан на место. А чтобы вам, ребята, лучше это запомнить, я приготовила вот такой символ (вывешивается на доске).
Вывод детей: Вода не имеет запаха и вкуса. В стакане с водой ложку видно – вода прозрачная.
Опыт №2 «Вода не имеет формы»
Цель: Подвести детей к пониманию того, что вода не имеет формы.
Воспитатель: Налейте воду в сосуды разной формы. Имеет ли вода формы?
Вывод: жидкая вода не имеет формы, она принимает форму того сосуда, в котором находится.
Воспитатель: Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Давайте ненадолго выйдем из лаборатории и встанем в круг.
Физкультминутка: «Ручеёк».
Жил да был ручеёк,
(волнообразные движения рук.)
Зажурчал и потёк.
(Ходьба по кругу)
В тучку превратился
(Рисуют в воздухе круг)
Воспитатель: Молодцы! Отдохнули? Снова возвращаемся в нашу лабораторию.
Опыт №3 «Вода имеет плывучесть»
— Я знаю еще один очень интересный опыт на плывучесть. Поднимите руки, кто из вас любит плавать. (Дети поднимают руки). Скажите, где вы плаваете? (Дети: в бассейне, на речке, в море, в озере, на пруду). А где легче всего плавать? (Дети: в море). А почему? (Дети: в море вода соленая, она лучше держит, абсолютно верно, друзья мои, и мы подтвердим это с вами следующим экспериментом.
В одной банке – простая вода, а в другую – добавляется соль. В пресной воде – яйцо тонет, а в соленой – плавает. Добавляя в банку то соленую, то пресную воду, заставляет яйцо, то всплывать, то опускаться на дно банки, и добивается того, что яйцо зависает на её середине.
Вывод детей: в соленой воде плывучесть легче.
Опыт №4 «Окрашивание воды»
— Но не всегда в воде получается тот цвет, какой мы ожидаем увидеть. Некоторые вещества, соединяясь в воде, реагируют особым образом.
(растворяю в воде кристаллики марганцовки, дети любуются, завороженные этим зрелищем).
Какого цвета получился раствор? (Дети: малиновый). А что будет, если туда добавить прозрачную жидкость? (Дети: ничего, цвет слегка побледнеет. Добавляю пипеткой в раствор немного перекиси водорода и жидкость становится прозрачной).
Вывод детей: вода меняет цвет.
Опыт №5 «Газообразная вода — пар»
Цель: Подвести детей к пониманию трех состояний воды.
Воспитатель: Посмотрите, что это? (термос). В термосе у меня кипяток- видите над ним пар? Над паром я подержу зеркало. Что стало с паром? Во что он превратился? (в капельки воды).
Как вы думаете, пар — это вода или нет? (да)
Сильно нагретая вода превращается в пар. Пар поднимается вверх, остывает в воздухе и выпадает на землю в виде осадков (дождь).
Вывод: вода может быть в парообразном состоянии.
Итог НОД.
Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня занимались? (ответы детей)
Понравилось ли вам заниматься в лаборатории? (ответы детей)
Что показалось вам самым интересным? (ответы детей)
УТОЧНЯЮ:
Вода — это прозрачная жидкость, не имеющая цвета, запаха и вкуса. Вода легко проливается и легко впитывается; может быть разноцветной, если в нее добавить краску. На морозе замерзает и становится льдом.
Вода находится в постоянном движении. Для жизни человека вода имеет очень важное значение. Вода даёт нам жизнь. Ребята, вам понравилось работать в лаборатории?
Воспитатель: Действительно, без воды, невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять. Вовремя закрывать кран, лишнего не тратить, не бросать мусор в речку самим, запрещать другим. А для того, чтобы мы не забывали закрывать кран, я приготовила памятку-напоминание «Экономь воду!» Ребята, давайте, мы у себя в умывальной комнате повесим эту памятку.
Воспитатель: Молодцы ребята! Наши опыты закончены. Спасибо за работу, вы были настоящими лаборантами.
Интегрированное занятие в старшей группе «Волшебница вода» Интегрированное занятие в старшей группе на тему: «Волшебница вода». Цель: 1. Познакомить детей со свойствами воды: без цвета, без запаха,.
Конспект НОД по экспериментированию в средней группе «Волшебница вода» МБДОУ «ДС КВ «Брусничка» Конспект НОД по экспериментированию в средней группе №3 «Солнышко» «Волшебница – вода». Подготовила:.
Конспект открытого занятия по экспериментированию «Такая волшебница вода» Воспитатель первой квалификационной категории Кандакова Н. А. 2018 Цель: Уточнить и расширить знания детей о воде, ее свойствах и.
Конспект открытого занятия по экспериментированию в старшей группе «Такая волшебница вода» Конспект НОД по экспериментированию с водой в старшей группе Интеграция областей: познавательная, социально-коммуникативная, речевая.
НОД по экспериментированию в старшей группе. Тема: «Какая бывает вода?» Экспериментальная деятельность. Старшая группа. Тема: «Какая бывает вода?» Задачи: уточнить представления детей о свойствах воды: прозрачная,.
Конспект НОД в старшей группе «Волшебница вода» Цель: Совершенствование представлений о разнообразных свойствах воды. Программные задачи: Способствовать накоплению у детей конкретных представлений.
Опытно-экспериментальная деятельность «Вода волшебница» в старшей группе В рамках проекта «Чудеса во круг нас», была проведена опытно –экспериментальная деятельность на тему «Вода волшебница». С детьми в старшей.
Открытое занятие по экспериментированию в подготовительной группе «Волшебный камень магнит» Открытое занятие по экспериментированию в подготовительной группе «Волшебный камень магнит» Задачи: 1. Познакомить детей с явлением земного.
Проект в старшей группе «Волшебница вода» Вид проекта: исследовательско – творческий Продолжительность краткосрочный Участники проекта: воспитатели, дети 5-6 лет Сроки реализации:.
Занятие-экспериментирование в средней группе «Волшебница Вода» Занятие — экспериментирование в средней группе «Волшебница-Вода» Задачи: 1. Создать целостное представление о воде, как о природном явлении;.
Источник
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Вода нужна всем»
Ольга Белова
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Вода нужна всем»
Показать огромное значение воды для всех живых существ, закрепить знания о природных водоисточниках, о последовательности движения воды в природе, расширять словарь детей, воспитывать бережное, экономное отношение к чистой воде; уточнить в экспериментальной деятельности
представления детей о разных состояниях воды (вода, лед, пар, снег, развивать умения отгадывать загадки.
Листы белой бумаги, заготовки ручейка, реки, моря, земли, солнца, облаков, клей, кисти; стаканчики с водой, снег, лед в разных сосудах,термос с горячей водой, зеркала на каждого ребенка.
Ход занятия:
1 часть. Играет музыка.Чтение стихотворения:
Наш дом родной, наш общий дом –
Земля, где мы с тобой живем!
Леса, и горы, и моря –
Все называется Земля!
Ты из окна ракеты
Увидишь шар наш голубой,
Воспитатель: Давайте посмотрим на модель нашей планеты. Как она называется?
Воспитатель:А теперь вопрос такой:
Так почему же голубой
Наш общий дом, наш шар земной?
Дети: Потому что большая часть Земли покрыта водой.
Воспитатель: Сегодня утром меня встретил почтальон и вручил вот это письмо. Я не стала его открывать, решила, что мы это сделаем вместе. Согласны?
Давайте прочитаем письмо:
Пишет вам одна девица
Очень важная царица.
Если б не было меня,
То погибла б вся Земля.
Всем живым нужна всегда
А зовут меня …. вода….
Почему она так пишет? Кому нужна вода? И для чего?
Делаем вывод: вода нужна всем!
Воспитатель: А откуда же берется вода? (из крана, из реки, из моря, из тучи, из родника)
Дети: вспоминают передвижение воды в природе.
Работа за столами. С помощью аппликации дети составляют план движения воды в природе.
Из недр Земли забил родник
Ручьем хрустальным ставший вмиг…
Спешат ручьи, вперед бегут!
И вот рекой уже текут!
Река течет не как-нибудь.
А прямо к морю держит путь.
И море, как огромный рот,
Все воды рек в себя вольет!
Ну а потом их примет сам
Солнца луч пригреет волны,
Ветер их в любые страны
Понесет через леса.
Тучей станут облака
И польет из них вода.
И омоет шар земной
Водою чистой, голубой!
Физкультминутка. Подвижная игра «Караси и щука».
2 часть. Экспериментальная деятельность.
Воспитатель: В каких водоемах находится вода?
И как называется вода в реке?. в озере?. в болоте?. в море? (речная, озерная, болотная, морская). А как называется вода, которая бежит из крана?
Я не дочитала письмо.Слушайте дальше:
Я для вас, мои ребятки,
Подумайте! Мой вам совет.
Тогда узнаете ответ.
….Я чудесная водица,
Я могу из крана литься (вода)
….А бываю, как гранит.
По мне можно походить (лед)
….Иногда меня не видят,
Но зато всех вижу я (пар)
….А зимой: холодной, колкой
Становлюсь я вмиг, друзья (снег)
О чем это пишет вода? Какая она бывает?
Давайте проведем опыт, чтобы отгадать эти загадки.
Проводятся опыты по определению состояния воды.
— Она жидкая, потому что ее можно перелить из одного сосуда в другой.
— Твердая (лед). Это застывшая вода, по льду можно походить. Он не проваливается, по нему можно постучать.
— В виде пара. Его не видно, но на зеркале остаются капельки.
— В виде снега. Это застывшие капельки. Снег не льется, но слипается.
Делается вывод: лед, пар, снег – все это вода. Воду нужно беречь.
Дети получают в подарок капельки.
Конспект открытого занятия в старшей группе «Вода нужна всем» Тема: «Вода нужна всем» Задачи: Показать огромное значение воды для всех живых существ, закрепить знания о природных водоисточниках,.
Проведение экологических акций и праздников на прогулке Экологические акции это ряд действий, предпринимаемых для достижения какой – либо цели, прежде всего для формирования у детей и взрослых.
Источник