Меню

Что у нас сегодня вода соленая

Почему вода в море соленая? Откуда берется соль?

  • 13 Сентября, 2018
  • Советы туристу
  • Резеда Зарипова

Вода занимает большую часть территории Земли. Подавляющее большинство воды находится в океанах и морях, и она соленая. Согласно данным Ocean Service, в состав воды океанов входит более 3 % хлорида натрия (обычная соль).

Почему в морях и океанах вода соленая и откуда эта соль берется? С ответом на этот вопрос попытаемся разобраться в статье.

Общие сведения

Случалось такое, что моряки кораблей, заблудившихся в морских водах или потерпевших крушение, погибали от жажды, хотя кругом много воды. Мало кто знает, что морская вода имеет состав, не подходящий для человеческого организма. У нее специфический горько-соленый вкус, который придают соли, растворенные в воде.

Реки, впадающие в моря, имеют пресную воду, в которой концентрация растворенных солей намного ниже, чем в морской. Но как такое возможно, почему вода в море соленая, а в реке пресная?

На протяжении 4 млрд лет материки поливаются водами дождей. Вода, проникая в скалы, находит путь в море. Несет она с собой в него растворенную соль. В процессе длительной геологической истории количество соли постепенно увеличивается. Это одна из простейших гипотез.

Немного о пользе и вреде соли

Прежде чем выясним, почему море соленое, а реки нет, определимся, полезна или вредна соль. Как выяснилось, на Земле есть огромные запасы соли, как в морях (морская), так и в недрах земных (каменная). Научно доказано, что хлорид натрия – жизненно важное вещество. Издавна людям стало известно, что соль является довольно полезным и ценным веществом, необходимым и людям, и животным.

Однако есть и отрицательная сторона: чрезмерное количество соли в почве приводит к уменьшению ее плодородия. В результате происходит опустынивание территорий (например, в Австралии).

Почему вода в море соленая

Часть соли в воду попадает с морского дна, в котором есть содержащие соли камни, из которых и попадает соль в воду. Хлорид натрия также может поступать и из вулканических клапанов. Но в большей степени соли поступают с материков. Один килограмм морской воды в среднем содержит в себе до 35 граммов соли, причем, большая часть (примерно 85 %) – хлорид натрия (известная всем кухонная соль).

Источники поступления соли в море:

  • Выветривание скал: когда промокают камни, из них смываются вещества, и соли уносятся в моря (подобное действие происходит и со скалами на морском дне).
  • Взрывы вулканов подводных: они выпускают в воду лаву, реагирующую с морской водой и растворяющую в ней некоторые вещества.

Вода имеет способность проникать в трещины, лежащие на глубине океана в зонах срединно-океанических хребтов. Камни там горячие (на дне часто бывает лава). Вода, нагреваясь в трещинах, растворяет большое количество солей из подводных пород, которые попадают в морскую воду.

Почему вода в море соленая? Потому что хлорид натрия – наиболее распространенная в ней соль в связи с тем, что именно она лучше всех веществ растворяется. Однако кремний и кальций тоже приносятся реками в океаны в большом количестве. При этом в морской воде их не так уж и много. Связано это с тем, что кальций «подбирается» различными водными животными (кораллами, брюхоногими и двустворчатыми моллюсками), а кремний используется микроскопическими водорослями (создаются клеточные стенки).

Солнце вызывает испарение огромного количества воды в морях и океанах. Из выпаренной воды остается соль, концентрирующаяся в море. Поэтому вода становится соленой. Следует отметить, что некоторая соль осаждается на морском дне. Благодаря этому поддерживается баланс концентрации соли в воде, иначе море становилось бы еще более соленым.

Правдивы ли версии?

Откуда соль в море? Какая из гипотез самая верная? Ни одну версию нельзя причислить к самой правильной. Вода в море и океане формировалась в течение миллионов лет, поэтому ученые не имеют достоверных доказательств ее солености. Известно, что вода вымывает материковую землю, которая не содержит столько соли. Соленость воды в разные геологические эпохи изменялась. Да и каждое море обладает разной концентрацией соли и различными свойствами. Различна плотность воды, есть различия и в точках замерзания.

Выходит, что всем известен факт солености, однако загадкой остается точная причина этого явления.

Некоторые факторы, влияющие на концентрацию соли в воде

Отвечая на вопрос, почему вода в море соленая, следует выяснить и то, почему концентрация соли разных морей отличается. Варьируется соленость воды в зависимости от расположения природного водоема. Наименее соленые океаны и моря расположены ближе к северному и южному полюсам, где солнце не сильно сияет, в связи с чем и вода не испаряется. Помимо этого, вода разбавляется водами растаявших ледников.

Читайте также:  Жидкая сухая вода что это

Воды морей у экватора испаряются больше в связи с повышенными температурами. Данный фактор влияет и на повышенную плотность воды в этих местах. Такой процесс может происходить и на некоторых крупных озерах, которые тоже превращаются в соленые. Примером может служить Мертвое море, где плотность и соленость воды позволяет людям спокойно лежать на ее поверхности.

На концентрацию соли влияет и температура воды в море. В качестве примера можно привести и Балтийское море. В связи с низкими температурами воды, соли в нем содержится в 8 раз меньше, чем, например, в Персидском заливе.

В заключение

Указанные выше гипотезы причины солености воды в морях и океанах – мнение ученых на современном уровне знаний.

Интересен один факт. Если бы из всех существующих на Земле океанов и морей вода сегодня испарилась, оставшаяся соль образовала бы по всему миру слой высотой до 75 метров.

Источник

Конспект мастер-класса по познавательно-исследовательской деятельности «Тайны соленой и пресной воды»

Любовь Черникова
Конспект мастер-класса по познавательно-исследовательской деятельности «Тайны соленой и пресной воды»

Познавательно – экспериментальная деятельность.

Форма обучения: интегрированное нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детей.

Цель: Продолжать расширять и уточнять представления детей о воде, о ее роли в жизни человека. Развивать навыки исследовательской деятельности: умение видеть проблему, выдвигать гипотезу, высказывать суждение, строить умозаключение. Расширять представление о взаимодействии человека и природы. Продолжать готовить детей к школе. Формировать интерес к обучению в школе.

— Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды.

— Развивать речь, мышление, любознательность.

— Воспитывать экологическую культуру.

— Развивать умение делать выводы, умозаключения.

— Воспитывать аккуратность при работе.

Задача: продолжать формировать знания и умения по технологии засолки овощей, с пищевой ценностью. Развивать интерес к истории русских национальных блюд.

Материалы и оборудование: емкости разной формы, вода, пачка поваренной соли, сырое яйцо (на каждого ребенка, листы – смайлики в форме капельки или яйца, глобус, конверт.

Предварительная работа: серия опытов по исследованию свойств воды, чтение книг по теме «Вода» и беседы по ним, просмотр видеоматериалов, презентаций, мультфильмов рассматривание иллюстраций, заучивание стихотворений.

Ход занятия:

Ребята, к нам пришли гости.

Давайте подарим им свое тепло.

Пусть наша добрая улыбка согреет всех своим теплом,

Напомнит нам, как важно в жизни делиться счастьем и добром!

Ребята, вы уже, дети подготовительной группы. Что же это значит?

Правильно, скоро вы пойдете в школу и будете школьниками.

Воспитатель: Пусть пока еще малы

Для глубоких знаний,

Но готовиться должны

К школе вы заранее.

Ребята, у нас сегодня интересное занятие, и то, что вы увидите, узнаете, и сами будите выполнять, очень пригодится в школе.

А вы хотите в школу?

— Ребята, посмотрите, на полу у нас какие-то мокрые следы, кто-то к нам приходил. Пойдем по этим следам и постараемся во всем разобраться. Здесь еще и письмо… Что же тут написано? Да это же загадка! Слушайте внимательно!

Я и туча, и туман

И ручей, и океан

И стеклянной быть могу!

— Верно, это действительно вода и приглашает она нас в увлекательное путешествие, чтобы мы стали еще умнее и быстрее пошли в школу.

Взять в руки глобус.

— Ребята что это у меня в руках? Кто знает, что это такое? (глобус)

Это модель нашей Земли, только уменьшенная во много раз.

— Если быстро раскрутить глобус, покажется, будто он одноцветный – голубой. А все потому, что этой краски на нем на много больше, чем желтой, зеленой, белой и коричневой. — Спасибо! Ребята, а вы знаете, почему она голубая. (Ответы детей)

Голубой краской изображена на глобусе вода – реки, озера, моря, океаны.

— А сейчас мы с вами отправимся в Космос.

Ну, что готовы? Закрыли глазки, подняли руки, закружились и … полетели.

Видео планета Земля (просмотр).

— Вот мы и в космосе. А что мы видим с космической высоты? (Нашу планету – Земля).

— Вот такой наша планета Земля выглядит из космоса и такой нашу планету видят космонавты из иллюминатора ракеты.

___ сейчас прочтет нам стихотворение о космосе.

Земля, где мы с тобой живем!

Чудес нам вех не перечесть,

Одно у них названье есть:

Леса, и горы, и моря-

Все называется Земля!

А если в космос ты взлетишь,

То из окна ракеты

Увидишь шар наш голубой,

— Много интересного мы увидели, побывав в Космосе. Пора возвращаться домой на Землю, где нас ждут не менее удивительные приключения. Закрыли глазки, покружились … Вот мы и дома!

Читайте также:  Вода может быть лекарством

Эксперимент с яблоком

— Пока мы путешествовали, нам ВОДА приготовила яблоко и вот для чего. Представьте, что это наша планета. Я отрезаю четвертую часть яблока. Маленькая – это суша, а вот эта большая часть – вода. Давайте сравним части. Значит, воды на Земле много или мало? (Много.)

— Ребята, Что мы знаем про воду? Кому она нужна?

— Зачем вода растениям? Как они ее получают?

— Нужна ли вода животным? Где они ее берут?

— Нужна ли вода человеку? Что он с ней делает?

— Вы верно ответили на этот вопрос, вода добрый друг и помощник человека. Без воды не было бы жизни на земле!

Она нужна чтобы жить, купаться, умываться, пить, готовить еду, стирать, без воды не было бы жизни на земле, наша планета была бы безжизненной пустыней.

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего, не может мама,

Ни готовить, ни стирать?

Без чего мы, скажем прямо,

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды —

Жить нельзя нам без… (воды)

Ребята, еще раз обратите внимание на Глобус. То, что обозначено голубым цветом — это океаны и моря. В них очень много воды.

— Кто из вас отдыхал на море, купался, плавал? Какая там она? (соленая)

— Ребята, как вы думаете, из соленой воды можно приготовить обед, можно ли ее пить? (Нет.)

— А кому нужна соленая вода? (Животным и растениям, которые живут в море и океане)

Ребята, а есть ещё реки и озёра. В них вода пресная.

— А что значит пресная? (не соленая)

Наш Ставропольский край удивительно богат разнообразными природными ресурсами. Одним из наиболее важных видов природных ресурсов нашего края является водный. Наш край богат реками, озерами, подземными минеральными водами. Каждое из них обладает индивидуальной характеристикой. Одни – грязевые и лечебные, другие – подземные, третьи – имеют изобилие рыб.

Жизнь на планете невозможна без воды,но в наше время экологические исследования заставили людей прийти к горькому выводу: деятельность человека оказывает губительное воздействие на природу. Сокращаются природные запасы пресной воды.

Поэтому воду надо беречь и охранять.

— Ребята, в конверте от Воды есть еще одна загадка.

Отгадаем ее? Тогда внимательно слушайте.

Он без рук, он без ног

Из земли пробиться смог

Нас он летом, в самый зной,

Ледяной поит водой. (Родник)

— Многие озёра настолько чистые, в них бьют подземные родники, что из них можно пить воду. И у нас в нашей местности, на горе Бештау есть много родников.

— А как говорят о чистой воде? (Прозрачная, хрустальная.)

— Необходимо следить, чтобы родники были чистыми, чтобы вода из них свободно текла в ручьи, а ручьи впадали в реки и озера.

Родник — бесценный дар. Если родник засорился, надо срочно расчистить его, тогда наши реки и озера будут полноводными, луга зелеными, животные сытыми.

Символ жизни на Земле – вода!

Экономь ее и береги, —

Мы ведь на планете не одни!

Воду попусту не лей.

Дорожить водой умей!

Раз, два — все ныряют, (Приседания)

Три, четыре — всплывают,

Пять, шесть — на воде (Движения руками)

Крепнут ручки у детей,

Семь, восемь, что есть силы —

Все к берегу поплыли, (Руки на поясе, ходьба на месте)

Девять, десять — развернулись,

-Ребята, в конверте есть еще одна загадка, попробуйте ее отгадать и вы узнаете, чем мы дальше будем заниматься.

Может и разбиться,

Может и свариться,

Если хочешь, в птицу

Может превратиться. (Яйцо)

-Правильно, молодцы! Я сейчас вам расскажу одну сказку.

Дед и баба когда-то,

С ними курочка Ряба жила.

Ряба много гуляла,

А вот яйца совсем не несла.

Но однажды, что за чудо,

Прибежала на крыльцо

И снесла им не простое,

А УДИВИТЕЛЬНОЕ яйцо!

А удивительное оно потому, что в нем, в таком маленьком содержится много белков, витаминов и минеральных веществ, которые помогают вам расти сильными и здоровыми. Бил дед не разбил, баба била не разбила.

Заплакала бабка: Ой, яйцо, яйцо

Как тебя разбить,

Как тебя разбить,

Как бы расщепить.

Бьем уже полдня

Сил у бабки нет,

Лучше спать пойду.

Задумался дед: «Если яйцо не разбить, так может его утопить?»

— Как вы думаете, ребята, яйцо может плавать в воде или оно потонет? (рассуждение детей).

Читайте также:  Кто покупает детскую воду

Опыт. У вас на столах два стакана с водой. В один стакан мы добавляем соль и растворяем её. Аккуратно опускаем яйцо в воду с пресной водой. Что происходит? Яйцо утонуло.

Вывод: в пресной воде яйцо тонет. Теперь достаем ложкой яйцо из стакана с пресной водой и опускаем в соленую воду. Что случилось? В сильно — соленой воде яйцо всплывает.

Вывод: яйцо поддерживают растворенные в воде частички соли. А теперь, мы разбавим соленый раствор пресной водой, то сможем увидеть, как яйцо плавает посередине.

Вывод: в пресной воде – яйцо утонуло, в сильно соленой – плавает на поверхности, в слабо соленой – плавает посередине. (на столах у детей: по два больших стаканчика с водой, стаканчик с солью, столовая ложка, яйцо).

Отдохнула бабка и предлагает деду:

«Давай сильнее постучим, и разобьем это яйцо».

Устал дед и пошел отдыхать,а бабка задумалась:

«Что бы такого вкусненького деду приготовить?» Вспомнила бабка традиционный русский способ заготовки овощей и фруктов. И решила деду капустку заквасить. Для приготовления такой капусты нужен рассол. Налила она воды, насыпала соли, а чтобы проверить готов ли рассол, положила в него яйцо и увидела, что яйцо не тонет, плавает, и краешек яйца виден размером с пятачок. Готов рассол! Накрошила капусты, да этим рассолом, залила и поставила под гнет. А через несколько дней квашеная капуста была готова. Ох, и вкусная была, особенно с картошечкой. Понравилась капустка деду!

Через века до нас дошла любовь к соленым огурчикам и хрустящим грибочкам, к пряным помидорам. И вы все знаете, как вкусно выглядит банка с соленьями.

Многие народы в древности, не зная ничего о витаминах, тем не менее, прекрасно понимали, как сохранять их длительное время в овощах и фруктах, тем более, что они не хранятся длительное время. Соление, квашение, мочение — издавна известные на Руси способы консервирования в домашних условиях, при которых сохраняется до 80-90% витамина С. Витамин С — это аскорбиновая кислота, является необходимым веществом для человека.

-Ребята, вам понравилось наша сказка об удивительном яйце? Вы узнали что – то новое? (В пресной воде яйцо тонет, а в соленой воде плавает)

А чем вода пресная отличается от соленой?

Соленая вода отличается от пресной, она тяжелая и все предметы выталкивает на свою поверхность.

Сегодня мы с вами еще раз убедились, что воды на нашей земле на много больше, чем суши, познакомились с тем, что существует соленая и пресная вода. Узнали, новые свойства воды. Убедились, что соленая вода тяжелее пресной и способна удерживать предметы на поверхности. А самое главное это то, что пресной воды на нашей планете мало и ее нужно беречь. Сегодня придя домой расскажите об этом своим родителям.

— А сейчас возьмите смайлики-капельки, которые лежат у вас на столах, карандаши и нарисуйте смайлики, Веселое – вам занятие понравилось, Грустное-что-то пошло не так.

«Синичкин день». Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет Цель: Формирование умения определять птиц по видам: перелетные и зимующие Задачи: Углубить знания детей о птицах, об их строении, о внешнем.

Фотоотчет по познавательно-исследовательской деятельности на занятии «Значение воды для жизни человека, животных, растений» Фотоотчет по организации познавательно-исследовательской деятельности на занятии «Значение воды для человека, животных, растений» в подготовительной.

«Свойства воды». Занятие по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования НОД: Путешествие с капелькой Цель:Формировать представление о свойствах воды Образовательные задачи. 1. Продолжать знакомить детей со.

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие с профессором Любознайкиным» Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие с профессором Любознайкиным»(старший дошкольный возраст 5-6 лет) Цель:.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Шпионские штучки» .

Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет «День превращений» Цель: Формирование познавательного интереса к познанию нового. Задачи: Развить творческую индивидуальность детей; Развить воображение,.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет «Космическое путешествие» Цель: Формирование элементарных представлений о космосе, о солнечной системе. Задачи: Закрепить знания детей о планетах солнечной системы;.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет «Все профессии важны» Цель: Формирование у детей представлений о различных видах профессий. Задачи: • Познакомить детей с видами профессий, показать значение.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности (подготовительная группа) «В царстве воды» Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности (подготовительная группа) Тема: «В царстве воды» Цель: обратить внимание.

Конспект занятия по познавательно — исследовательской деятельности «Взаимодействие воды и снега» для детей средней группы Познавательное развитие. Интегрируемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально коммуникативное развитие», «Речевое.

Источник

Adblock
detector